Среди
программ семейства Microsoft Office программа для разработки и
управления базами данных Access всегда стояла особняком. Ведь в отличие
от других программ этого пакета, применение Access в домашних условиях
найти крайне сложно – если не просто невозможно. По своим возможностям
и, соответственно, сложности интерфейса Access ближе к профессиональным,
а не к домашним программам, масштаб дома или даже маленького офиса для
этой программы слишком мал. Вот и получается, что на практике лишь один
пользователь из десяти, установивших на свой компьютер Microsoft Office,
хоть раз в жизни запускает Access. И лишь один из ста работает с ним
регулярно. Но жизнь показывает, что шансов преуспеть в сегодняшнем мире
гораздо больше у того, кто дружит с этой программой, четко знает все ее
возможности и сферы применения. Знание
баз данных дает человеку ключ к громадной вселенной информации, дарит
ему способность видеть информационный мир в трех измерениях. И эта фраза
– отнюдь не красивый речевой оборот в духе «Тысячи и одной ночи»...
Вспомним – пользователь Word живет в мире линейном, одномерном.
Пользователь Excel, с его разбитым на клеточки рабочим полем, оперирует
уже двумя измерениями. Но поле Excel – это лишь скромная проекция
рабочей среды Access... Кстати, тем, кто знаком с Excel, овладеть Access
будет просто – по внешнему виду обе программы необычайно схожи. Ничего
удивительного – ведь в качестве основы Access использует уже хорошо
знакомые нам таблицы – при этом практически все возможности работы с
ними, знакомые по Excel, остаются на месте! Формулы и сортировки, связи
отдельных ячеек и их формат – все на месте. Тогда в чем же отличие? Что
ж, при работе с одной простой таблицей отличий мало. Более того, в этом
случае вам и не стоит отрываться от любимого Excel и в поте лица своего
осваивать новую программу. Но вот как только речь заходит о целой
системе таблиц, то без Access нам никак не обойтись. Ведь все таблицы в
среде Access не просто равноправны, но и взаимосвязаны! Там, где в Excel
существует множество автономных документов, в Access мы видим единый
организм, живущий по законам коллективизма: в любой момент каждая
таблица готова поделиться информацией с «товарками». На долю
пользователя остается лишь тяжкая работа по составлению «конституции»
этого маленького государства – сколько и какие таблицы будут жить в базе
данных, каким образом они будут взаимодействовать между собой...
Создаем базу данных
Создать собственную базу данных в Access можно несколькими способами. Опытные пользователи могут прибегнуть к режиму Конструктора,
с помощью которого и будут заданы все параметры основных таблиц:
номенклатура полей, тип содержащихся в них данных, установлены связи и
формы вывода данных. Однако новичкам, возможно, стоит прибегнуть к
помощи Мастера, который предложит вам на выбор десятки шаблонов «деловых» и «личных» таблиц для создания небольшой базы данных: «Деловые»: ■ Список рассылки ■ Контакты ■ Клиенты ■ Сотрудники ■ Товары ■ Заказы ■ Сведения о заказчике ■ Поставщики ■ Типы ■ Оплата ■ Счета ■ Сведения о заказе ■ Проекты ■ Мероприятия ■ Резервирование ■ Оплаченное время ■ Расходы ■ Выдачи ■ Основные фонды ■ Записи работ ■ Операции ■ Задачи ■ Сотрудники (Задачи) ■ Студенты ■ Студенты и занятия «Личные»: ■ Адреса ■ Гости ■ Типы ■ Личное имущество ■ Рецепты ■ Растения ■ Журнал упражнений ■ Журнал диеты ■ Список вин ■ Сведения о пленках ■ Фотографии ■ Авторы ■ Книги ■ Группы ■ Записи работ ■ Исполнитель ■ Альбомы ■ Каталог видеозаписей ■ Учетные записи ■ Вложения Наверняка
многие из вас уже поняли, какие возможности открывает Access даже
домашнему пользователю. Создать таблицу с каталогом собственной
музыкальной коллекции в Excel может каждый, но только Access может
подключить к этой таблице другую, посвященную самим исполнителям – с их
биографическими данными, фотографиями (вы не забыли, что ячейка Access,
так же, как и Excel, может содержать не только текстовые и числовые
величины, но и изображения и даже мультимедиа-файлы?). Можно включить в
базу данных и еще одну таблицу – с полными дискографиями каждого
исполнителя (ведь не все же альбомы есть в вашей домашней коллекции). И
еще одну – со своеобразным «журналом проката»: автор на собственной
шкуре ощутил, что подобная бюрократия в ряде случаев очень даже
необходима. И теперь, уныло глядя на пустые гнезда на стеллаже с
дисками, жалеет, что не познакомился с Access годика три назад... Но
если для домашнего пользователя чаще всего будет достаточно простенькой
БД с двумя-тремя связанными таблицами, то в рамках предприятия и даже
малого офиса частенько приходится общаться с базой в десятки, а иногда –
и сотни таблиц! Взгляните еще раз на «Деловой» список, предлагаемый
Мастером Access – иногда и этих трех десятков таблиц бывает
недостаточно. Безусловно, проектировать такую базу гораздо труднее,
однако и выиграете вы в итоге неизмеримо больше! Возьмем лишь проблему
взаимосвязи данных. Мы помним, насколько интересно устанавливать связи
между ячейками таблиц Excel, когда при изменении значения лишь одной
ключевой ячейки моментально пересчитываются и значения в остальных. Но –
только в рамках одной таблицы или, в крайнем случае, «книги». А теперь
представьте, что при изменении этой самой ячейки перестраивается
пересекающаяся информация в СОТНЯХ входящих в базу данных таблицах!
Такое возможно только в Access – в Excel не миновать вам долгой и
кропотливой ручной работы. Неудивительно – при создании таблиц Excel для
того же каталога домашней коллекции мы не сможем избежать повторения
данных. Поле Исполнитель будет и в таблице Исполнители, и в таблице
Альбомы, причем поля эти никак не будут связаны друг с другом. При
составлении же базы данных такого досадного дубляжа не происходит. При
разработке базы данных в Access, независимо от степени ее сложности,
нам с вами придется выполнить, как минимум, четыре совершенно отдельных и
независимых комплекса работ: Проектирование базы данных –
пожалуй, самая сложная для новичка часть работы. Выверка номенклатуры
полей, их значений, установка связей между таблицами самой простой базы
данных может занять дни и даже недели... Работа над сложными БД требует
уже навыка программирования, умения работать со сложными формулами.
После завершения этого этапа в вашем распоряжении окажется пустая, но
полностью готовая к работе оболочка – шаблоны таблиц, которые вам надо
будет заполнить нужным вам материалом. Формы ввода и вывода данных.
Для удобства заполнения этих таблиц не помешает выбрать и форму –
типовой бланк, в который будут вноситься нужные данные. В Access
включена довольно большая библиотека типовых форм, однако в ряде случаев
нам вновь придется прибегнуть к помощи Конструктора и создать
собственную. Ввод данных – работа
долгая и монотонная: заполнение базы данных может длиться едва ли не
больше, чем ее разработка. Зато в том случае, если вы правильно
спроектировали вашу базу и создали удобную форму ввода, никаких
сложностей на этом этапе вы не встретите. Но вот база данных заполнена,
но радоваться пока еще рано. Ведь пока в наших руках лишь сырой массив
информации, работать с которым напрямую, как с таблицами Excel, нет
никакого смысла – в море данных нетрудно и утонуть... Вывод данных.
Именно громадные возможности Access по выводу информации и отличают
базу данных от простеньких таблиц Excel – ведь даже работая с «книгами»
последнего, вы вынуждены держать перед глазами всю имеющуюся информацию,
перескакивая с таблицы на таблицу и мучаясь с установками фильтров для
каждой. При работе же с Access все происходит иначе – база данных дает
вам точный и лаконичный ответ на ваш вопрос, не обременяя вас
статистическим мусором. Итак, вам
необходимо извлечь нужные данные сразу из нескольких таблиц базы данных и
представить всю информацию в максимально удобном для просмотра (или
последующей распечатки) виде. Значит, сначала нам придется правильно
подготовить запрос к базе – какие именно ячейки и из каких таблиц вас
интересуют, в каком именно порядке должны они располагаться. А для
удобства отображения информации нам вновь, как и в случае с вводом
данных, придется поработать с формами – только в этот раз их роль будет
неизмеримо важнее. Ведь форма вывода – не просто «лицо» вашей базы
данных, но и один из важнейших ее элементов. Так, собирая данные из
нескольких таблиц, форма должна предложить пользователю не просто сами
данные, но и результат вычислений, сделанных на их основе. Допустим, нам
необходимо узнать, сколько стоил в милой сердцу «деревянной» валюте
купленный нами три года назад компакт-диск (или крупнооптовая партия
куриных окорочков). Для этого могут быть задействованы сразу несколько
таблиц базы данных – например, перечень всех купленных вами партий
окорочков и справочник по курсу доллара. Взяв необходимые данные из
обеих таблиц (стоимость нужной партии в рублях и курс доллара на этот
день), форма вычислит результат и представит его вам в соответствующем
поле. В том случае, разумеется, если вы заранее присвоили данному полю
нужную формулу. Если вам необходимо не
просто увидеть на экране результат выполнения вашего запроса, но и
вывести его на печать для дальнейшего представления начальству, в
арсенале Access найдется еще один мощный инструмент – отчеты.
Отчет – это та же форма, но только в виде красиво оформленного бланка со
всеми необходимыми атрибутами – заголовком, фирменной «шапкой»,
небольшим вступительным текстом. А весь последующий объем листа (а может
быть, и целой пачки) займет информация из базы данных. Конечно же, все
запросы и формы составляются лишь один раз – в дальнейшем процесс
получения информации из базы займет у пользователя лишь несколько
секунд. И на вопрос – а стоит ли вообще связываться с Access? – можно
ответить лишь встречными вопросами: насколько часто вам необходимо
обращаться к базе данных? Какой сложности выборки вам нужны? Велик ли
массив информации? Ответьте сами себе на эти вопросы, и станет ясно, так
ли остро необходим вам Access... Или, может быть, стоит просто получше
изучить старину Excel?
Горячие клавиши Microsoft Access
|