Службы мгновенных сообщений (Instant Messengers, IM), которые иногда называют программами обмена короткими сообщениями или интернет-пейджерами,
родились из простой идеи чата – обмена записочками в режиме реального
времени. Когда-то чаты существовали при каждом крупном сайте, но это
было довольно неудобное для пользования приложение – в большинстве
случаев вы не могли выбирать себе собеседников, и, кроме того, многие из
чатов слишком неудовлетворительно работали, чтобы их можно было
использовать в более серьезных целях, чем обсуждение проблем детского
питания или прелестей одноклассницы. Интернет-пейджеры
Интернет-пейджеры устроены куда проще
– в них можно наладить и коллективный, и простой двусторонний обмен
сообщениями. Программа для обмена сообщениями покажет, находится ли ваш
собеседник в данный момент онлайн, и не посылаете ли вы запрос впустую.
Первый продукт такого рода создала компания Mirabilis, выпустившая
персональный интернет-пейджер под названием ICQ[27] еще в 1996 году. На пике популярности «аська», как
назвали ее в России, имела порядка 200 миллионов пользователей. За время
существования ICQ несколько раз меняла хозяев, пока в апреле 2010 года
не оказалась в руках российской Mail.ru Group.
В России именно «аська» какое-то время
была народным интернет-пейджером, хотя в мире доминирует MSN Messenger
(теперь известный как Windows Live Messenger). А вообще мессенджеров
довольно много – в том числе имеется и отечественный Mail.ru@Агент,
постепенно вышедший на первое место в России. Есть свой мессенджер и у
Google – Google Talk. Разные интернет-пейджеры могут объединяться в
одной программе-клиенте, ряд перечисленных мессенджеров интегрируют в
себе несколько протоколов, а наиболее «продвинутым» примером служит
свободный клиент Miranda IM, объединяющий более десятка различных систем
мгновенных сообщений (а те, что не поддерживаются изначально, как
Mail.ru@Агент, могут быть добавлены в него в качестве плагинов). Крупные
социальные сети (например, Facebook) также интегрированы с рядом
популярных интернет-пейджеров, одним из которых стал российский QIP,
занимающий сейчас второе место в России после Mail.ru@Агента.
«Аська» за все время своего существования
пыталась бороться с интеграцией различных клиентов, периодически
внезапно меняя протокол. Результат не замедлил сказаться – к концу 2010
года аудитория ICQ «похудела» до 50 миллионов, из них – около 7
миллионов в России. В апреле 2011 года Mail.Ru Group, наконец, подписала
договор с альтернативными клиентами и даже открыла протокол для
некоммерческого использования. Но снижение аудитории ICQ обусловлено не
только появлением множества других мессенджеров, но и тем, что многие
существующие превратились в универсальные средства связи, включающие и
голосовую связь (IP-телефонию), и видеосвязь, и проверку электронной
почты, и, в некоторых случаях, – интеграцию с социальными сетями. С
другой стороны, популярные клиенты IP-телефонии, такие, как Skype, тоже
включили в себя функциональность интернет-пейджеров. IP-телефония
В мае 2011 года, когда текст этой
главы еще лежал в проекте, сетевая общественность была взбудоражена
новостью о том, что компанию Skype приобрела Microsoft. Skype был
разработан группой эстонских программистов в 2003 году под руководством
шведа Никласа Зеннстрёма и датчанина Януса Фриисома, уже прославившихся к
тому времени созданием «пиратской» файлообменной сети KaZaA (до
появления социальных сетей и Youtube – самый массовый интернет-сервис). В
необычайной популярности Skype сыграло свою роль и появление
широкополосных сетей, как раз к моменту его создания начавших быстро
распространяться во всем мире.
Что такое IP-телефония?Около
1993 года состоялись первые опыты по установлению через Интернет
голосового соединения, получившего специальное название VoIP –
Voice-over-IP, «голос поверх IP», что в вольном переводе и означает
«IP-телефония». И с самого начала выяснилось, что все не так просто, как
хотелось бы. То, что при передаче данных является преимуществом –
независимое следование пакетов (IP-пакетов) по собственным маршрутам –
для передачи голоса в чистом виде годится плохо. Отдельные пакеты могут
запаздывать относительно других и даже теряться, требуя повторной
передачи; пока на приемной стороне программа их соберет полностью, может
пройти значительное время, в результате чего в звуке возникают пропуски
и искажения. Тем не менее, выгоды IP-телефонии были настолько очевидны,
что к середине 1990-х стали одна за другой возникать компании,
предлагающие такие услуги. Технические трудности при этом преодолевались
различными путями. Был разработан ряд специальных протоколов,
позволяющих упорядочить передачу VoIP-пакетов, из них, кроме Skype, в
настоящее время доминирует протокол, известный под названием SIP.
Речевые данные стали сжиматься подобно тому, как это делается при записи
звука в знаменитом MP3-формате, что сильно снизило требования к каналу
передачи.
Общим недостатком IP-телефонии,
сохранившимся и по сей день, является необходимость специального
телефонного аппарата – либо программы, если связь производится через
компьютер. Но первые отечественные компании, внедрявшие коммерческую
IP-телефонию (Tario, OCC, «Зебра Телеком»), пошли другим путем – они
стали устанавливать у себя специальные «шлюзы», позволявшие
переадресовать звонок из обычной телефонной сети в Интернет и обратно.
Потому услуга, например, той же Tario или «Зебры» выглядела так:
пользователь покупает специальную карточку предоплаты, затем звонит
(обычным способом) на один из предопределенных номеров этой компании,
переходит в тоновый режим и затем уже осуществляет нужный ему разговор.
Внешне это вполне традиционная телефония с немного усложненной
процедурой соединения, однако даже в те времена цена «междугородки»
таким способом оказывалась раза в три-четыре ниже обычной.
Специальные телефонные аппараты
(Skype-аппараты или SIP-аппараты), тем не менее, существуют (вместо
телефонной розетки они подключаются к интернет-каналу), но магистральная
линия развития IP-телефонии лежит в стороне от проводных сетей. В
новом, еще мало где опробованном на практике, стандарте беспроводной
связи под названием LTE отдельного голосового канала, как в существующих
стандартах GSM и CDMA, вообще не предусматривается. В LTE голосовая
связь и будет осуществляться в форме IP-телефонии, потому покупка
Microsoft может быть сделана с весьма дальним прицелом.
Ключевую роль в популярности
IP-телефонии, конечно, сыграли собственные технологии Skype. В
результате сервис не только вдохнул новую жизнь в прозябавшую до тех пор
за задворках прогресса IP-телефонию, но и до сих пор отличается от всех
остальных подобных сервисов рядом уникальных свойств. Например, никому
еще не удалось официально похвастаться взломом шифрования Skype, хотя он использует не официальные стандарты, про
стойкость которых всем известно, а собственный закрытый
криптографический алгоритм. Кроме того, Skype может случайным образом
выбирать свободные порты для пересылки данных между компьютерами. Такие
свойства вместе с распределенной системой передачи данных, подобно
файлообменным сетям, давно вызывают недовольство всех мировых спецслужб –
ведь все это не только защищает Skype от прослушивания, но и делает
трудно обнаруживаемым сам факт ведущегося разговора.
Указанные обстоятельства послужили
формальным предлогом для запреты Skype в ряде государств мира: например,
в Китае, в Белоруссии, в Арабских Эмиратах. В реальности причина
запрета куда прозаичней – системы голосовой интернет-связи создали
жестокую конкуренцию традиционным телефонным операторам. Skype, как и
любая IP-телефония, принципиально дешевле обычного телефонного канала.
Собственно, платным там является лишь разговор с обычным телефоном,
связь компьютер-компьютер бесплатна (если не считать оплаты трафика). Но
сравните цену Ростелекома за междугородний звонок в США, которая
составляет 11,7 рублей за минуту, и цену разговора по Skype с
переадресацией в обычную телефонную сеть, которая составляет 2,50 рубля
за минуту. Правда, Skype на момент покупки Microsoft был катастрофически
убыточен – при зарегистрированных 663 миллионах пользователей, лишь
около 9 миллионов подключены к платным сервисам.
Skype стал самым популярным клиентом
IP-телефонии, хотя использует свой собственный закрытый протокол. Тем не
менее, почти все существующие интернет-пейджеры интегрируют в себе в
том числе возможность и голосовой, и видеосвязи, потому по сути заменяют
собой и телефон, и почту. |