Здесь речь пойдет о традиционных
способах общения через Интернет – таких, как электронная почта,
мессенджеры, интернет-форумы, блоги и социальные сети. Они отличаются от
обычного разговора тем, что ирония, улыбки и эмоции в письменном виде
не передаются. Потому вживую вы вполне можете сказать другу: «Ты несешь
чушь», – но, получив такое послание в письменном виде, он, скорее всего,
обидится.
Отсюда самое первое правило общения в Сети
– будьте как можно вежливее. Чтобы прослыть грубияном, никаких усилий
прилагать не надо, а вот для нормального общения придется
целенаправленно скорректировать свой обычный разговорный стиль. Вместо
«напишите мне» следует употреблять оборот «не могли бы Вы мне сообщить»,
вместо «отвечайте скорее» – «буду очень обязан за скорый ответ» и т. д.
Даже если вы в быту привыкли переходить на «ты» со второй реплики, в
письмах и в ответах на форумах следует обращаться на «ты» только к
хорошо знакомым людям. Всегда подписывайте письма, причем настоящим
именем, если только сам характер переписки не предполагает использования
псевдонимов, и начинайте их с вежливого обращения. В любом почтовике
нетрудно сделать автоматическую вставку соответствующих строк.
Совет
При регистрации электронной почты в
расчете на автоматическое формирование шаблона ответа следует размещать
имя-фамилию в естественном порядке: Иван Иванов, а не наоборот, как
принято в бюрократических документах (иначе будете получать ответы вроде
«Привет, Иванов!»).
Чтобы хоть как-то
скомпенсировать отсутствие эмоций в печатном тексте, придумали
«смайлики» (от smyle, улыбка). Самый известный смайлик, от которого все и
пошло, выглядит вот так: :-) (повернутая на 90° рожица с улыбающимся
ртом). Он и обозначает улыбку. Сравните два примера записи: это все глупости и это все глупости :-). Ясно, что во втором случае вы предлагаете не обижаться и воспринимать сказанное с ироническим оттенком.
А вот превосходная степень того же смайлика (гомерический хохот), наоборот, может еще сильнее задеть: это все глупости:-)))).
Второй известный смайлик выражает огорчение: :-(. Смайликов существует
несколько десятков, но этих двух достаточно почти во всех случаях.
Полноты картины ради приведу еще тройку: подмигивание ;-), изумление :-0
и «я не шучу» :-|. В ряде почтовых клиентов, веб-ящиков и на некоторых
форумах предлагается заменять текстовые смайлики графическими
(предлагает это и Microsoft Word).
Злоупотреблять смайликами не следует, это
считается плохим тоном. Не следует также злоупотреблять восклицательными
знаками. Еще большую ошибку совершают начинающие, которые пишут
прописными буквами. Запомните: ТЕКСТ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ ПРИРАВНИВАЕТСЯ К
КРИКУ. Если вы хотите что-то выделить в «чистом тексте», когда нет
возможностей для выделения подчеркиванием, курсивом или жирным шрифтом,
то следует употреблять вот такой прием, который имитирует подчеркивание:
_это подчеркнуто_. Большими буквами можно писать названия или, в
крайнем случае, одно-два ключевых слова фразы (например в теме письма).
Есть также несколько общепринятых сокращений и специфических жаргонизмов:
♦ AKA (also known as, также известный,
как). Его употребляют в основном для пар настоящее имя – псевдоним.
Например: Вагнер Кристина aka Gloria Night (это такой дизайнер сайтов,
правда, красиво придумала?). Можно употреблять и в ироническом смысле:
Windows aka мастдай;
♦ IMHO (in my humble opinion, по моему
скромному мнению). Очень часто пишут и по-русски: имхо. Это выражение
можно всячески рекомендовать для смягчения своих высказываний вместо «я
полагаю, что…» или «мне кажется, что…»;
♦ ЗЫ – есть не что иное, как PS
(постскриптум), набранный в русской раскладке. В частной переписке
смягчает общую тональность высказываний, придает всему сказанному
оттенок иронии. Конечно, употреблять все эти сокращения в официальных
письмах категорически не рекомендуется.
О некоторых особенностях пользования электронной почтой.
♦ Правило первое – никогда не посылайте
без нужды многомегабайтных вложений. Помните, что человек на другом
конце может принимать почту на (или через) мобильный телефон, и ваши
отпускные виды обойдутся ему в копеечку. Прикрепленные картинки должны
быть оптимального размера, примерно от 640x480 до 1024x768 – не более
(потому что они все равно в экран не уместятся) и не меньше (иначе их
будет тяжело разглядывать), и предпочтительно в формате JPEG. Если вам
требуется послать что-то громоздкое (например, презентацию Power Point),
предупредите адресата заранее;
♦ Правило второе – из-за привычки Outlook
сразу «вскрывать» присоединенные файлы, не рекомендуется посылать
HTML-страницы как вложения – их, как и чисто текстовые файлы, следует
упаковывать в архив. А программы вообще не следует посылать по почте без
крайней нужды – многие системы бесплатной почты не пропустят
исполняемые файлы даже в архиве, и будут правы. Если вам попался
красивый хранитель экрана, пошлите ссылку на него, а не сам файл. А если
обязательно надо послать именно исполняемый файл – сначала разместите
его в Сети. Доступный сервис для хранения файлов предлагается, например,
на «Народ. ру» (narod.yandex.ru), а также на большинстве других
популярных порталов.
Целый ряд неписаных правил относится к
обмену посланиями. Соблюдать их нетрудно, но вы значительно облегчите
собеседнику жизнь, если будете им следовать – ведь при всей надежности
электронной почты письма вовсе не всегда доходят до адресата. Потому
всегда отвечайте на письма – кроме, конечно, тех, которые ответа не
требуют. Всегда и при первой возможности! Если вы не можете в данный
момент ответить подробно, просто напишите, что ответите чуть позднее.
Если предшествовал обмен посланиями на какую-то тему, кто-то из
собеседников должен завершить его кратким «Ок». Если вам что-то сообщили
важное или прислали ожидаемый документ, обязательно ответьте кратким:
«все получил, спасибо». Причем включать в программе автоматическую
просьбу на уведомление о получении – очень некрасивый жест. Лично я
такое уведомление всегда игнорирую.
По умолчанию текстовый курсор в поле для
написания ответа становится сразу после текста исходного письма. Писать
ответ именно там – самое последнее неуважение к адресату. Это еще
допустимо, когда текст исходного письма короткий, и получатель сразу
видит весь текст, но когда он длинный, то ваш ответ приходится
специально разыскивать. Поэтому вписывать ответ нужно в начале письма.
Причем если это действительно ответ по теме, то никогда не удаляйте исходный текст.
Помните, что на вас свет клином не сошелся, и к моменту получения
ответа ваш корреспондент наверняка забудет, о чем он вам писал. Если его
письмо было отправлено более чем час назад, ему придется разыскивать
копию своего письма в папке Отправленные, вспоминать, о чем там шла речь
и какую именно позицию по интересующему вопросу в тот момент он
занимал. Конечно, это не обязательно делать, если ваш ответ не по теме
полученного письма, но тогда правильнее будет и изменить текст в поле
Тема. И совершенно обязательно сохранять исходный текст в официальной переписке
– например, в службах техподдержки на письма могут отвечать разные
сотрудники, а даже если нет – учтите, что сотруднику приходится в день
отвечать на десятки похожих по содержанию писем. Если вы хотите ответить
на отдельные пункты по тексту, то просто вставляете свой текст в
середину исходного – обычно, чтобы отличить текст оригинала от ваших
реплик, почтовая программа вставляет специальные префиксы – что-нибудь
вроде знака >.
И еще одно правило – когда вы пишете
нескольким равноправным собеседникам, перечисляйте их адреса через точку
с запятой в поле Кому. Поле Копия предназначено именно для копий тому,
кто должен быть поставлен в известность, но не обязан отвечать. Поле
Копия может быть и использовано для пересылки копии самому себе – если
вы отвечали через почтовую программу, письмо сохранится в папке Входящие
и будет доступно через веб-интерфейс в дальнейшем. |