Еще недавно выбирать аудиокарту
приходилось, исходя из имеющихся потребностей, толщины кошелька и
возможностей к приобретению всего необходимого внешнего оборудования.
Сейчас все встроенные в материнскую плату аудиокарты практически
сравнялись по возможностям, стали обязательным оборудованием, и
отдельные аудиокарты почти исчезли из продажи. Но выбирать в целом
аудиосистему все равно приходится, потому что сама по себе аудиокарта,
какая бы она ни была, еще не обеспечивает качественного звучания. Его
можно достичь только в комплексе по всей цепочке: от записи на носитель,
до колонок и даже дальше – до акустических особенностей помещения.
Дело построения и балансирования подобной
системы очень непростое, недешевое и требует специальных знаний. Если в
каком-то звене будет допущена слабина (например, вы собираетесь
проигрывать MP3-записи, скачанные из Интернета, или соседи вам не
разрешают включать колонки на достаточную громкость), то и все остальные
звенья окажутся излишними – деньги и усилия будут потрачены зазря.
Потому сначала стоит поговорить о том, в каких случаях стоит стремиться к
достижению наивысших характеристик аудиосистемы, а в каких – это
нецелесообразно или просто невозможно.
Известный автор и исполнитель бардовской
песни Сергей Никитин как-то заметил, что один его друг-поэт вполне может
слушать записи песен из радиоточки. Таким сравнением он хотел, видимо,
показать исключительную непритязательность музыкальных вкусов своего
друга. Суть, однако, в том, что огромное большинство потребителей музыки
вполне находятся на том же уровне – им по большому счету все равно, на
какой аппаратуре все это звучит. Никто, конечно, не будет отказываться
прослушать запись или звуковое сопровождение к фильму на новейшей
многоканальной аппаратуре, но в быту нас в большинстве сопровождают
звуковые устройства: автомагнитолы, карманные плееры, компьютерные
колонки, иногда встроенные в монитор, – которые по своему качеству
недалеко ушли от этой самой радиоточки. Приобретать, устанавливать и
конфигурировать современную звуковую аппаратуру – недешевое и хлопотное
занятие, к тому же требующее достаточно физического места.
Есть и еще одно обстоятельство. В качестве
современных городских и загородных жилищ, по крайней мере в достаточно
развитых странах, человечество сделало огромный скачок вперед. Еще лет
сто-сто пятьдесят назад такие блага цивилизации, как центральное
отопление, канализация и даже водопровод были абсолютно недоступны
большинству проживающих в Европе или Америке. Количество жилой площади
на душу населения даже в развитых странах было минимальным, и лишь в
богатой Америке в первой половине XX века постепенно стал
устанавливаться обычай проживать каждому в отдельной комнате.
С тех пор строительные технологии резко
подешевели, появилась строительная индустрия и упала доля медленного
ручного труда, потому стандарты качества жилья постепенно выросли. Но в
области звукоизоляции современные жилища не могут даже близко сравниться
с каким-нибудь средневековым замком. В нем люди непрестанно мерзли и
болели, спали вповалку в общем зале на соломе, но вот со звукоизоляцией
там все было в порядке, хотя специально об этом едва ли кто заботился.
Не приходит в голову задуматься об этом и современным строителям. А ведь
городские бетонные коробки в этом смысле куда хуже, чем даже кирпичные
дома ручной постройки XIX и начала ХХ века – бетонные перекрытия
являются отличным каналом для распространения звука, особенно низких
частот.
Потому эксплуатировать настоящую
качественную звуковоспроизводящую аппаратуру в современных городских
квартирах – автоматически означает навлечь на себя неудовольствие
соседей. Не все люди к этому чувствительны, но одна даже не слишком
громко «звучащая» квартира распространяет звук на десятки помещений в
округе, и просто по теории вероятностей в них обязательно найдется
кто-то, для кого это будет невыносимо.
Может показаться, что я преувеличиваю
проблему, но можно с цифрами в руках показать, что это не так.
Качественная звуковая аппаратура в первую очередь означает, что она
может воспроизводить большой динамический диапазон, характерный для
реальных источников звука, – иначе громкие звуки просто «обрежутся», и
никакого воспроизведения high fidelity (высокой верности) вы не
получите. Причем этот диапазон для классической музыки, исполняемой
симфоническим оркестром, значительно больше, чем для развлекательной или
для рок-музыки, которую обычно принято исполнять просто громко. В
доказательство послушайте качественную запись оркестра, исполняющего
чего-нибудь вроде «Кармен» Жоржа Бизе – там динамический диапазон
достигает 100 дБ по уровню сигнала (т. е. разница между самыми громкими и
самыми тихими звуками примерно в сто тысяч раз). И если «сделать
потише», то тихие скрипки вы просто перестанете слышать.
Потому рок-концерт или какую-нибудь попсу,
равно так же как и бардовскую песню, отличающиеся невысоким динамическим
диапазоном, еще относительно легко проигрывать на таком уровне
громкости, чтобы и соседей не беспокоить, и удовольствие получить, а вот
с классической музыкой такой фокус не проходит.
Возвращаясь к радиоточке, упомянутой
Сергеем Никитиным, заметим, что все-таки по таким «массовым» каналам
(FM-радио, записи на компакт-диск, MP3-файлы) приходится распространять в
том числе и «Кармен», и орущие рок-группы, и задушевные романсы. Чтобы
все это можно было слушать где угодно, приходится звуковой сигнал
компрессировать – уменьшать его динамический диапазон так, чтобы он
уложился в возможности даже самой непритязательной аппаратуры. Сама
аппаратура это делать «умеет» далеко не всегда, потому озаботиться
приходится еще при записи.
Мораль из этого длинного вступления такова –
прежде чем принимать решение о приобретении качественной звуковой
аппаратуры, задумайтесь о том, что именно вы будете на ней
воспроизводить. И если ваши вкусы не выходят за пределы MP3-записей
популярной музыки, то, скорее всего, такая аппаратура будет для вас
просто бесполезна. Вполне сойдут и самые дешевые компьютерные колонки,
причем у вас заодно не возникнет искушения беспокоить соседей. Хорошей и
недорогой альтернативой такому подходу будет приобретение качественных
(только действительно качественных!) наушников – они и соседей не
трогают, и вполне способны воспроизводить многоканальный звук с
достаточным динамическим диапазоном.
Пожалуй, единственный случай, когда
действительно имеет смысл озаботиться самой качественной аппаратурой –
это наличие у вас возможности обустроить себе домашний кинотеатр.
Домашний кинотеатр – это, прежде всего, качественный звук, а уж потом
большой экран или проектор. Заодно кинотеатр может выступать в качестве
высококачественного звуковоспроизводящего устройства, на котором
действительно можно адекватно проигрывать и записи классической музыки в
формате DVD-Audio – попробуйте как-нибудь послушать, получите ни с чем
не сравнимое удовольствие. Причем возможности такого центра далеко
перекрывают качества ностальгических аналоговых «вертушек» (которые и в
самом деле могут быть лучше цифрового звука, но лишь в сравнении с
относительно недорогими цифровыми системами и «ширпотребовскими»
записями). Но первичной тут является даже не стоимость такой системы, а
именно физическая возможность – глупо городить ее в малогабаритной
городской квартире, вовлекая себя в непрестанные ссоры с соседями, и к
тому же заведомо ограничивая качество характеристиками неприспособленных
к тому помещений.
Именно потому я и говорил в беседе о
материнских платах, что стандартные звуковые системы, прилагающиеся к
современным компьютерным системам, в большинстве случаев совершенно
избыточны. 5.1-канальный звук хорош именно в составе домашнего
кинотеатра, громоздить вокруг рабочего компьютера многочисленные колонки
чаще всего не позволяет место – в большинстве случаев к компьютеру
подключают обычные стереоколонки или наушники. Не забудьте еще, что
компьютер, даже самый тихий, если только он не проектировался специально
для целей звукозаписи (есть и такие), всегда шумит вентиляторами на
уровне около 30 дБ. А этот шум «сожрет» треть динамического диапазона
вашего суперкачественного звукового усилителя. Конечно, компьютер можно
использовать в качестве центрального устройства медиасети, подключив к
нему телеприемник или колонки в другой комнате, но не проще ли будет
приобрести для этого отдельное специализированное проигрывающее
устройство? |