Абу Абдулла Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми (перс.Mohammad ebne Mūsā
Khwārazmī, узбекск. Abu Abdulloh Muhammad ibn Musa al-Xorazmiy, Хорезм,
ок. 783 — ок. 850) — великий среднеазиатский математик, астроном и
географ., по происхождению турок.
Сведений
о жизни учёного сохранилось крайне мало. Он происходил из семьи
хорезмских зороастрийцев. Значительный период своей жизни он провёл в
Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома
мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк,
ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал
участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара.
При халифе ал-Васике (842—847) ал-Хорезми возглавлял экспедицию к
хазарам. Последнее упоминание о нём относится к 847 году. Ал-Хорезми
известен прежде всего своей «Книгой о восполнении и противопоставлении»
(«Ал-китаб ал мухтасар фи хисаб ал-джабр ва-л-мукабала»), от названия
которой произошло слово «алгебра». В теоретической части своего трактата ал-Хорезми даёт классификацию уравнений 1-й и 2-й степени и выделяет шесть их видов: * квадраты равны корням (пример 5×2 = 10x); * квадраты равны числу (пример 5×2 = 80); * корни равны числу (пример 4x = 20); * квадраты и корни равны числу (пример x2 + 10x = 39); * квадраты и числа равны корням (пример x2 + 21 = 10x); * корни и числа равны квадрату (пример 3x + 4 = x2). Такая классификация объясняется требованием, чтобы в обеих частях уравнения стояли положительные члены.
Охарактеризовав каждый вид уравнений и показав на примерах правила их
решения, ал-Хорезми даёт геометрическое доказательство этих правил для
трёх последних видов, когда решение не сводится к простому извлечению
корня. Для приведения квадратного уравнения общего вида к одному
из шести канонических видов ал-Хорезми вводит два действия. Первое из
них, ал-джабр, состоит в перенесении отрицательного члена из одной части
в другую для получения в обеих частях положительных членов. Второе
действие — ал-мукабала — состоит в приведении подобных членов в обеих
частях уравнения. Кроме того, ал-Хорезми вводит правило умножения
многочленов. Применение всех этих действий и введённых выше правил он
показывает на примере 40 задач. Трактат по алгебре включает
также «главу о сделках» (в которой рассматривается правило для
нахождения неизвестного члена пропорции по трём известным членам) и
«главу об измерении» (в которой рассматриваются правила для вычисления
площади раздичных многоугольников, приближённая формула для площади
круга и формула объёма усечённой приамиды). К нему присоединена также
«Книга о завещаниях», посвящённая математическим задачам, возникающим
при разделе наследства в соответствии с мусульманским каноническим
правом. «Алгебра» ал-Хорезми, положившая начало развития новой
самостоятельной научной дисциплины, позднее комментировалась и
совершенствовалась многими восточными математиками (Ибн Турк, Абу Камил,
ал-Каражди и др.). Эта книга была дважды переведена в XII веке на
латинский язык и сыграла чрезвычайно важную роль в развитии математики в
Европе. Под непосредственным влиянием этого труда находился такой
выдающийся европейский математик XIII в., как Леонардо Пизанский. Другие работы
Аль-Хорезми написал книгу «Об индийском счёте», способствовавшую
популяризации десятичной позиционной системы записи чисел во всём
Халифате, вплоть до Испании. В XII веке эта книга была переведена на
латинский язык и сыграла очень большую роль в развитии европейской
арифметики и внедрении индо-арабских цифр. Имя автора, в
латинизированной форме (Algorismus, Algorithmus), стало обозначать в
средневековой Европе всю систему десятичной арифметики; отсюда берёт
начало современный термин алгоритм, впервые использованный Лейбницем.
Написанная ал-Хорезми «Книга картины Земли» — первое географическое
сочинение на арабском языке — оказала сильное влияние на развитие этой
науки. Главная заслуга ал-Хорезми в истории астрономии
заключается в составлении тригонометрических и астрономических таблиц
(«Зидж аль-Хорезми»), которые послужили основой средневековых
исследований в этой области как на Востоке, так и в Западной Европе.
Хотя («Зидж аль-Хорезми» в основном является обработкой
«Брахмагупхута-сиддханты» Брахмагупты, многие данные в нём приведены на
начало персидской эры Йездигерда и, наряду с арабскими названиями
планет, в таблицах уравнений планет этого зиджа приведены их персидские
названия. К этому зиджу примыкает также «Трактат об исчислении эры
евреев». «Книга хроники» ал-Хорезми, упоминаемая в разных источниках, не
сохранилась. «Книга о построении астролябии» не сохранилась и
известна только по упоминаниям в других источниках. Из астрономических
сочинений ал-Хорезми известны также «Книга о солнечных часах» и «Книга о
действиии с помощью астролябии» (в неполном виде включённая в сочинение
ал-Фаргани). В разделах 41-42 этой книги был описан специальный циркуль
для определения времени намаза.
|