Суббота, 20.04.2024, 10:47
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
КАРТОЧКИ ПО АЛГЕБРЕ [23]
КАРТОЧКИ ПО ГЕОМЕТРИИ [17]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [84]
МАТЕМАТИКА В 4 КЛАССЕ [19]
МАТЕМАТИКА В 5 КЛАССЕ [114]
ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ [79]
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ [50]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ В КАРТИНКАХ [8]
КАРТОЧКИ ПО МАТЕМАТИКЕ [4]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА [188]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ [265]
ДЕНЬГИ [23]
ЛИЧНОСТЬ В НАУКЕ [87]
БЕЙСИК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [40]
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [82]
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ [193]
ЗАБАВНЫЕ ЗАДАЧИ ЯКОВА ПЕРЕЛЬМАНА [20]
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [6]
БАЗЫ ДАННЫХ [74]
САМОУЧИТЕЛЬ "СЛЕПОЙ" ПЕЧАТИ НА КОМПЬЮТЕРЕ [20]
РАБОТАЕМ В Microsoft Office [18]
АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА [44]
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ [77]
СОВЕТЫ ПО ОБУСТРОЙСТВУ КОМПЬЮТЕРА [72]
МАТЕМАТИКА В 6 КЛАССЕ [148]
МАТЕМАТИКА В 7 КЛАССЕ [85]
МАТЕМАТИКА В 8 КЛАССЕ [36]
МАТЕМАТИКА В 9 КЛАССЕ [153]
ЖИВОЙ УЧЕБНИК ГЕОМЕТРИИ [92]
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА [33]
ВЕЛИКАЯ ТЕОРЕМА ФЕРМА [45]
МАТЕМАТИКА В 11 КЛАССЕ [41]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ [31]
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ [17]
ОБУЧАЮЩИЕ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ. 7 КЛАСС [19]
Главная » Статьи » ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

Юрий Владимирович Линник
Ему следовало бы жить да жить... Столько осталось еще не сделанного, задуманного, но те доведенного до конца! Он уже имел идеи, которые, как он надеялся, помогут ему и его, ученикам решить ряд важнейших задач, например, по проблеме «последовательного оценивания», по проблеме Гольдбаха-Эйлера и по многим другим вопросам теории чисел, теории вероятностей и математической статистике — этим трем китам, которым посвятил всю свою не очень долгую, но весьма плодотворную жизнь академик Юрий Владимирович Литник.

Родился он в 1915 году, на Украине, в старинном городке Белая Церковь, расположенном на берегу реки Рось, знаменитом своим богатым но, пожалуй, самым большим на Украине живописным дендропарком «Александрия». Отец, Владимир Павлович, окончив перед первой мировой войной Киевский университет, работал учителем физики в школе; затем преподавал в Оптическом институте. Впоследствии Владимир Павлович стал известным специалистом по оптике, академиком, дважды лауреатом Государственной премии.

Мать, Мария Абрамовна, работала учительницей. Любимыми школьными предметами Юрия были физика и особенно математика. Его увлекали арифметические задачи, связанные со свойствами чисел, простые по постановке, но трудные по решению. Еще в школе он изучил университетский курс по теории чисел. Но под влиянием бесед отца Юрий решил стать физиком. K тому же физика и техника в тридцатые годы были «модой».

Из всех знаменитых университетских городов молодой Линник выбрал Ленинград. Семнадцатилетний юноша подал заявление на физический факультет Ленинградского университета. Однако все возрастающий интерес к математике и особенно к теории чисел, в кото¬рой в то время были получены изумительные результаты И. М. Виноградовым, Р. О. (Кузьминым, Л. Г. Шяирельманом, А. О. Гельфондом и многими другими советскими «числовпкамп», становится неодолимым, и спустя три года Юрий снова циклится на третьем курсе, но уже механико-математического факультета.

Будучи еще студентом, Линник начал глубокие исследования по арифметике квадратичных форм. В год окончания университета (1938) в первом выпуске «Известии Академии наук» была опубликована его первая научная статья, посвященная обобщению теоремы Фробениуса и установлению связи ее с теоремой Гурвица о композиции квадратичных форм. Несколько статей было направлено в «Доклады» и «Известия» Академии наук СССР, опубликованы они были в следующем году.

В это время Юрий Владимирович служил в рядах Красной Армии и участвовал в финской кампании в должности командира артиллерийского взвода. В перерывах между боями, в минуты затишья он не переставал работать над волновавшей его проблемой.

Полученные результаты прямо с фронта направлял в журналы.
После демобилизации, весной 1940 года, Линник, не отвыкший от красноармейской шинели, пришел в Ленинградский университет с потовой диссертацией на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Ученый совет университета в день защиты присвоил ему сразу степень доктора наук. Случай исключительный. Не часто как бывает.

Недолго пришлось работать молодому ученому. Началась Великая Отечественная война. Враг рвался к Ленинграду. И Юрий Владимирович вступает добровольцем в народное ополчение, участвует в тяжелых боях на Пулковских высотах, так ярко описанных Александром Чаковским в романе «Блокада».

Линник тяжело заболевает, и его эвакуируют в Казань, а затем демобилизуют. Там же, в Казани, как раз находился Математический институт Академии наук СССР, куда Линник поступает работать.
К этому времени Юрий Владимирович опубликовал скромную заметку «Большое решето», которой было суждено большое будущее. В ней он ПОЛОЖИЛ начало новому остроумному методу аналитической теории чисел. Суть «большого решета» Линника состоит в том, что оно позволяет высеивать последовательности с помощью простых чисел с возрастающим числом выбрасываемых вычетов.

После освобождения Ленинграда Юрий Владимирович возвратился в город, ставший ему родным. За него он дрался дважды: сначала с белофиннами, потом с немецкими фашистами. И, может быть, поэтому Линник интересовался военной историей, аккуратно и настойчиво собирал военные мемуары, литературу по истории. Его познания в этой области были весьма обширны, и благодаря своей необыкновенной памяти он помнил точные даты огромного числа Событий.

С этого времени началась непрерывная преподавательская деятельность Линника в Ленинградском университете с одновременной работой в Ленинградском отделении Математического института АН СССР им. В. А. Стеклова.

Первоначальные исследования Ю. В. Литника относились в основном к аналитической теории чисел. Ей посвящено более половины всех опубликованных работ. Созданные им эргодический, плотностной, дисперсионный методы и метод «большого решета» позволили получить первоклассные результаты. Например, Линник вновь, (после И. М. Виноградова, дал решение проблемы Варинга, используя, так сказать, элементарные средства. С этим методом можно познакомиться в интересной книге Л. Я. Хинчина «Три жемчужины теории чисел», написанной специально молодежи, интересующейся математикой.

Линник получил важные результаты по труднейшим вопросам распределения простых чисел в натуральном ряду и в арифметической прогрессий. Еще в 1788 году французский математик Лежандр высказал предположение.

В 1947 году за работы в области теории чисел Юрию Владимировичу Линнику было присвоено почетное звание лауреата Государственной премии.

В послевоенный период Линник переключился на теорию, вероятностей и математическую статистику. И все же теория чисел оставалась для него «любимицей». Юрий Владимирович неоднократно говорил, что владей идеями и Методами теории чисел помогает ему при (работе по теории вероятностей. Это совмещение интересов оказалось очень плодотворным, и многие работы Линника представляют собой замечательные образцы применения теоретико-вероятностных методов в теории чисел и теоретико-числовых методов в теории вероятностей.

Ю. В. Линник не боялся трудностей. Напротив, он выискивал только самые трудные проблемы, имеющие значительный возраст и солидную историю и выдержавшие «натиск» многих математиков. Он часто любил говорить, что, начиная новую область исследования, «надлежит выбрать в ней трудную, но хорошо поставленную проблему; при попытках решить ее будут попутно появляться новые задачи, а сама эта проблема будет служить пробным намнем для возникающих методов. Путь этот постепенно приведет к созданию теории и методов общего характера».

За выдающиеся открытия в этих трех полюбившихся Ю. В. Линнику математических науках в 1969 году ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

К сожалению, в самом расцвете творческих сил Юрий Владимирович в 1972 году умер, или «сгорел», как говорили его друзья.

Коллеги, ученики и друзья Юрия Владимировича помнят его всегда увлеченным, целеустремленным, душевным, веселым и неунывающим. Он был щедр на идеи и советы, никогда не жалел своего времени для обсуждения работы со своими учениками и сотрудниками. К ученикам он был заботлив не только как учитель, но и как старший товарищ.
Вот один штрих, характерный для Ю. В. Линника, о котором нам поведал профессор С. П. Пулькин.

В конце пятидесятых годов Юрий Владимирович опубликовал книгу с изложением новых методов, применяемых в теории чисел. Книга содержала основные результаты (детали автор не прорабатывал). В Куйбышеве доцент Б. М. Бредихин, ныне профессор, тщательно изучив тогда книгу, «прошелся» по не проработанным Ю. В. Линником местам, к тому ж упростил доказательства некоторых теорем. Свои замечания Б. М. Бредихин послал автору книги. Юрий Владимирович почувствовал в авторе письма способного математика и, будучи в командировке в Новосибирске, специально заехал в Куйбышев, чтобы лично познакомиться с ним.

Рассказывают, что мозг Линника работал почти круглосуточно в поезде, по пути па работу, в такси, за обеденным столом, до поздней ночи Юрий Владимирович или обдумывал, или обсуждал с кем-нибудь научные проблемы.

Как-то на научной конференции, в Риге участвовал Ю. В. Линник. Днем он председательствовал, в перерывах и по вечерам беседовал с коллегами. А в 11 часов ночи, рассказывал нам Б. М. Бредихин, Юрий Владимирович позвонил ему: «У меня есть новая идея». Борис Максимович зашел к нему в номер гостиницы в момент, когда от него выходил один из участников конференции. А сам Бредихин вышел от хозяина в первом часу ночи и у дверей номера встретился еще с одним участником конференции, который был приглашен на это время к Ю. В. Линнику.

Таким неугомонным, вечно думающим и творящим был этот необыкновенный человек и учитель.
Категория: ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ | Добавил: admin (05.07.2013)
Просмотров: 1213 | Теги: ученые-математики, биографии математиков, учителю, великие математики, открытия в математике, математика в школе, дидактический материал по математик | Рейтинг: 5.0/1
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru