Пифагор Самосский (ок. 580 — ок. 500 до н. э.) —
древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель
пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых
чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.
В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала
Иония — группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой
Азии. Там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера
Мнесарха родился сын. По преданию, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с
женой Парфенисой, — то ли по делам, то ли в свадебное путешествие —
оракул предрек им рождение сына, который прославится в веках своей
мудростью, делами и красотой. Бог Аполлон, устами оракула, советует им
плыть в Сирию. Пророчество чудесным образом сбывается — в Сидоне
Парфениса родила мальчика. И тогда по древней традиции Парфениса
принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекает
Пифагором, то есть предсказанным пифией. В
легенде ничего не говорится о годе рождения Пифагора, исторические
исследования датируют его появление на свет приблизительно 580 годом до
нашей эры. Вернувшись из путешествия, счастливый отец воздвигает алтарь
Аполлону и окружает юного Пифагора заботами, которые могли бы
способствовать исполнению божественного пророчества.
Возможности дать сыну хорошее воспитание и образование у Мнесарха были.
Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что сын будет продолжать его дело —
ремесло золотых дел мастера. Жизнь рассудила иначе. Будущий великий
математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к
наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания
основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его
учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал юному
Пифагору любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая Школа, — говорил
Гермодамас, — твои чувствования происходят от Природы, да будет она
первым и главным предметом твоего учения».
Прошло несколько лет, и по совету своего учителя Пифагор решает
продолжить образование в Египте, у жрецов. Попасть в Египет в то время
было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и
властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. При
помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самое. Но пока до Египта
далеко. Он живет на острове Лесбос у своего родственника Зоила. Там
происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом — другом Фалеса
Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений,
тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам.
Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в
Милет — к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской
школы. От него принято вести историю греческой философии.
Пифагор внимательно слушает в Милете лекции Фалеса, тогда уже
восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллегу и ученика
Анаксимандра, выдающегося географа и астронома. Много важных знаний
приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе. Но Фалес
тоже советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И
Пифагор отправляется в путь. Перед Египтом Пифагор на некоторое
время останавливается в Финикии, где, по преданию, учится у знаменитых
сидонских жрецов. Пока он живет в Финикии, его друзья добиваются того,
что Поликрат — властитель Самоса, не только прощает беглеца, но даже
посылает ему рекомендательное письмо для Амазиса — фараона Египта. В
Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор знакомится с
мемфисскими жрецами. Ему удается проникнуть в «святая святых» —
египетские храмы, куда чужестранцы не допускались. Чтобы приобщиться к
тайнам египетских храмов, Пифагор, следуя традиции, принимает посвящение
в сан жреца. Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он
сделался одним из самых образованных людей своего времени. К этому
периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь Скончался
фараон Амазис, а его преемник по трону не выплатил ежегодную дань
Камбизу, персидскому Царю, что послужило достаточным поводом для войны.
Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы, их
убивали или брали в плен. Так попал в персидский плен и Пифагор.
Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с
персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике,
познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили Пифагора
со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков:
астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у халдеев в
значительной степени опирались на представления о магических и
сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучаний
философии и математике Пифагора... Двенадцать лет пробыл в
вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий
Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору уже шестьдесят, он
решает вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой
народ. С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли
большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в
Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там
города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумывает Пифагор
создать собственную философскую школу. Довольно быстро он
завоевывает большую популярность среди жителей. Энтузиазм населения так
велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им
присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, девушка по
имени Теано, становится вскоре женой Пифагора. В это время в
Кротоне и других городах Великой Греции растет общественное неравенство,
вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) бок о
бок соседствует с бедностью, усиливается социальная угнетенность,
заметно падает нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступает с
развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания.
Жители Кротона единодушно избирают мудрого старца цензором нравов,
своеобразным духовным отцом города. Пифагор умело использует знания,
полученные в странствиях по свету. Он объединяет лучшее из разных
религий и верований, создает свою собственную систему, определяющим
тезисом которой стало убеждение в нерасторжимой взаимосвязи всего сущего
(природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом
вечности и природы. В совершенстве владея методами египетских
жрецов, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и
наполнял умы светлой истиной». В Золотых стихах Пифагор выразил те
нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших
к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не
знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести
спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи
на него; приучайся жить без роскоши. Со временем Пифагор
прекращает выступления в храмах и на улицах, а учит уже в своем доме.
Система обучения была сложной, многолетней. Желающие приобщиться к
знанию должны пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все это
время ученики обязаны хранить молчание и только слушать Учителя, не
задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение,
скромность. Пифагор учил медицине, принципам политической
деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому.
Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели,
историки, математики и астрономы. Это был не только учитель, но и
исследователь. Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил
теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и
проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов:
найденные соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора
впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что
движение небесных тел подчиняется определенным математическим
соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии
приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе
Пифагора. Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная
Пифагором знаменитая теорема носит его имя. Достаточно глубоко
исследовал Пифагор и математические отношения, закладывая тем самым
основы теории пропорций. Особенное внимание он уделял числам и их
свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он
пытался даже осмыслить такие вечные категории бытия, как справедливость,
смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее. Пифагорейцы
полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц — «единиц бытия»,
которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим
фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Из
этого представления вытекал и основной тезис пифагорейцев: «Все вещи —
суть числа». Но поскольку числа выражали «сущность» всего, то и
объяснять явления природы следовало только с их помощью. Пифагор и его
последователи своими работами заложили основу очень важной области
математики — теории чисел. Все числа пифагорейцы разделяли на
две категории — четные и нечетные, что характерно и для некоторых других
древних цивилизаций. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное —
нечетное», «правое — левое» имеют глубокие и интересные следствия в
кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК, в знаменитых опытах
Пастера с поляризацией винной кислоты, в нарушении четности элементарных
частиц и других теориях. Не чужда была пифагорейцам и
геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно
измерение, линия — два, плоскость — три, объем — четыре измерения.
Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10),
где единица — выражение точки, двойка — линии и одномерного образа,
тройка — плоскости и двумерного образа, четверка — пирамиды, то есть
трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна?
При суммировании всех плоских геометрических фигур — точки, линии и
плоскости — пифагорейцы получали совершенную, божественную шестерку.
Справедливость и равенство пифагорейцы видели в квадрате числа.
Символом постоянства у них было число девять, поскольку все кратные
девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. Число восемь у
пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми имеют
уменьшающуюся сумму цифр. Пифагорейцы считали четные числа
женскими, а нечетные мужскими Нечетное число — оплодотворяющее и, если
его сочетать с четным, оно возобладает; кроме того, если разлагать
четное и нечетное надвое, то четное, как женщина, оставляет в промежутке
пустое место, между двумя частями. Поэтому и считают, что одно число
свойственно женщине, а другое мужчине. Символ брака у пифагорейцев
состоял из суммы мужского, нечетного числа три и женского, четного числа
два. Брак — это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине
прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими
«фигура невесты». Четыре числа, составляющие тетраду — один,
два, три, четыре —имеют прямое отношение к музыке: они задают все
известные консонантные интервалы — октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту
(3:4). Иными словами, декада воплощает не только
геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту
космоса. Среди свойств десятки отметим еще и то, что в нее входит равное
количество простых и составных чисел, а также столько же четных,
сколько и нечетных. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна
десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом
и символизировала Вселенную. Поскольку число десять — идеальное,
рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить,
что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.
Знаменитая тетрада, состоящая из четырех чисел, повлияла через
пифагорейцев на Платона, который придавал особое значение четырем
материальным элементам: земле, воздуху, огню и воде. Пифагорейцы знали
также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число,
равное сумме своих делителей Дружественные — числа, каждое из которых —
сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода
символизировали дружбу, отсюда и название. Кроме чисел,
вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так
называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими
достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено «хорошими»
числами. Примером тому может служить знаменитое число тринадцать —
чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у
пифагорейцев. Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с
числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе
изучения природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой
фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы
познания тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало
возможность более поздним поколениям ученых понять мир еще глубже.
После смерти ученого в Метапонте (Южная Италия), куда Пифагор бежал по
окончании восстания в Кротоне, его ученики обосновались в разных городах
Великой Греции и организовали там пифагорейские общества. В
новое время, особенно благодаря бурному развитию естествознания,
астрономии и математики, идеи Пифагора о мировой гармонии приобретают
новых поклонников. Великие Николай Коперник и Иоганн Кеплер, знаменитый
художник и геометр Дюрер, гениальный Леонардо да Винчи, английский
астроном Эддингтон, экспериментально подтвердивший в 1919 году теорию
относительности, и многие другие ученые и философы продолжают находить в
научно-философском наследии Пифагора необходимое основание для
установления закономерностей нашего мира.
|