За кражу каравая хлеба визирь приговорил Абдула Касима к смертной казни через повешение.
Визирь давно собирался казнить Абдула и
воспользовался сущей безделицей просто как предлогом. Правда, к великой
досаде визиря, по закону осужденный на смертную казнь мог в последнюю
минуту обратиться к султану с просьбой о помиловании. Воззвать к
милосердию владыки преступник мог только в день казни.
Не сомневаясь в том, что султан ибн-аль-Каз, узнав о
смертном приговоре Абдулу, непременно отменит его, визирь придумал
хитроумную уловку, позволявшую (как ему казалось) обойти закон и
избежать обращения осужденного к султану с просьбой о помиловании. В
присутствии Абдула визирь сообщил начальнику тюрьмы, что тому предстоит в
течение недели привести в исполнение смертный приговор, но не назначил
точную дату казни, ограничившись указанием, что повесить Абдула надлежит
в течение недели, но в такой день, который застал бы его врасплох
(чтобы Абдул не мог заранее знать, что его должны повесить именно в этот
день).
— Каждое утро ты будешь приносить Абдулу его
завтрак, — продолжал визирь наставлять начальника тюрьмы в присутствии
осужденного. — Как я уже сказал, день казни тебе надлежит выбрать так,
чтобы для Абдула он оказался совершенно неожиданным. Помни, что если ты
принесешь Абдулу завтрак в день, который назначен тобой для казни, и
Абдул встретит тебя заявлением, что знает о предстоящей в тот день казни
и представит разумные доводы, объясняющие, как ему удалось установить
день казни, то по закону ты должен немедленно передать султану прошение
Абдула о помиловании. Если же в день казни ты принесешь Абдулу завтрак, а
он промолчит или не сможет разумно объяснить, почему он считает, что
его должны казнить именно в тот день, то Абдул лишается права на
обжалование приговора, и ты можешь повесить его в тот же день в полдень.
Визирь отбыл к себе, а Абдул и начальник тюрьмы
(разумеется, каждый в отдельности — Абдул в камере смертников, а
начальник тюрьмы в своем рабочем кабинете) принялись ломать голову над
наиболее вероятным днем казни. Для начальника тюрьмы проблема
осложнялась еще и тем, что день казни ему необходимо было определить
заранее, чтобы успеть распорядиться о необходимых приготовлениях.
О гнусном плане визиря, практически лишавшем Абдула
права на подачу прошения о помиловании из-за неожиданности дня казни,
прослышал юный принц, который поведал о нем отцу. Султан вызвал
начальника тюрьмы.
— Дошло до меня, — сказал султан, — что визирь
приговорил Абдула к повешенью и что приговор составлен так, что лишает
Абдула возможности подать прошение о помиловании, которая предусмотрена
законом. Так ли это?
— Так, о великий султан, — признал начальник
тюрьмы, — но поверь, я не имею к вынесению приговора никакого отношения.
Более того, Абдул мне очень симпатичен, и я был бы счастлив сделать
все, что в моих силах, чтобы помочь ему, но, как ты понимаешь, руки мои
связаны.
— Я вижу, — заметил султан, — ты человек весьма ученый.
— О нет, великий султан. Мне случалось читать
сочинения мудрецов и я очень люблю логику, в которой они так сильны, но я
лишь в меру своего слабого разумения пытаюсь постичь смысл их теорий и
еще очень многого не знаю.
— Самое интересное у тебя еще впереди, — заверил султан начальника тюрьмы. — А известен ли тебе принцип конечной индукции?
— Известен, о великий султан.
— Прекрасно, но оставим его на миг и вернемся к несчастному Абдулу. Выбрал ли ты день казни?
— Пока еще не выбрал. Продолжаю размышлять над тем, как это можно было бы сделать лучше всего.
— Насколько я понимаю, — продолжал султан, — ты
можешь повесить Абдула только в один из дней назначенной визирем недели —
от воскресенья до воскресенья. Вот мне и хотелось бы узнать, можешь ли
ты отложить казнь Абдула на последний день недели, т. е. повесить его в
субботу?
Начальник тюрьмы поразмыслил немного и медленно ответил:
— Нет. Думаю, что не могу. Видишь ли, о великий
султан, Абдул человек умный. Поскольку ему известно, что казнь должна
быть неожиданной, он, дожив до утра субботы, встретит меня, когда я
принесу ему завтрак, словами:
— Я знаю, начальник, что ты собираешься повесить
меня сегодня, так как сегодня — последний из дней той недели, в течение
которой меня должны повесить.
— И это действительно было бы так, — продолжал
начальник тюрьмы. — Ведь если бы он дожил до утра субботы, последнего из
дней недели, в течение которой я должен его повесить, то заведомо знал
бы, что казнь должна свершиться только в тот день, и встретил бы меня
заявлением об этом. И тогда Абдул обрел бы право на прошение о
помиловании.
— Понимаю, — кивнул султан. — Согласен, что, зная
условия приговора, и ты, и Абдул должны были догадаться, что казнь не
может состояться в субботу.
— Ты прав, о великий султан, — подтвердил
начальник тюрьмы слова владыки. — Приговор составлен так, что я могу
повесить Абдула только в один из дней с воскресенья по пятницу. В
субботу казнь никак не может состояться.
— А это означает, — продолжал султан, — что и ты,
и Абдул можете преспокойно вычеркнуть субботу из своих календарей. Ты
мог бы привести приговор в исполнение только с воскресенья по пятницу, и
таким образом, пятница — последний из дней недели, когда Абдул мог бы
быть повешен.
— Ты прав, как всегда, — не мог не признать начальник тюрьмы.
— А мог бы ты отложить казнь до пятницы? — поинтересовался султан.
Поразмыслив, начальник тюрьмы ответил:
— Думаю, что не мог бы. Так как и Абдул, и я
знаем, что пятница — последний день, когда его можно повесить, то если
бы Абдул дожил до утра пятницы, он непременно встретил бы меня
заявлением, что его казнят сегодня.
— Я тебя понял, — кивнул султан. — Ты хочешь
сказать, что можешь повесить Абдула только в один из дней с воскресенья
по четверг и что Абдул не может не понимать этого?
— Безусловно, — с уверенностью ответил визирь.
— Но коль скоро это так, — продолжал султан, — и
четверг становится последним днем недели, когда может свершиться казнь,
то не можем ли мы, продолжив то же самое рассуждение, исключить и
четверг?
— Разумеется, можем, — воскликнул начальник
тюрьмы. — Тогда последним днем недели, когда может свершиться казнь,
станет среда, которую в свою очередь также придется исключить, и так
станет с любым из остальных дней недели. Следовательно, привести
смертный приговор Абдулу в исполнение невозможно!
Поистине мы имеем дело с применением принципа
конечной индукции. То, что мы действительно доказали, сводится к
следующему: в последний из дней недели, в который можно казнить Абдула,
казнить Абдула автоматически становится невозможным.
— Ты прав, — смеясь, подтвердил султан. — А из
доказанного следует, что осужденного невозможно казнить врасплох не
только в течение недели, не и в течение любого конечного числа дней.
Какое счастье, однако, что и ты, и Абдул обладаете одинаково острым
разумом. Если любой из вас не понял, к чему приводит принцип конечной
индукции, то он не сработал бы на практике. |