Предварительные упражнения
1) Попробуйте начертить треугольник с двумя тупыми углами. С одним тупым и одним прямым. С двумя прямыми.
2) Какой из углов на черт. 46 больше: уг. 1 или уг. 3? Уг. 1 или у г. 2?
3) Из точки D (черт. 47) проведен к прямой ВС перпендикуляр DА. Можно ли через ту же точку Dпровести к ВС еще один перпендикуляр, который не сливался бы с DA?
4) К прямой АВ (черт. 48) проведены три перпендикуляра. Пересекутся ли они между собой, если продолжить их в обе стороны?
5) Прямую АВ (черт. 49) встречают две прямые CDи EFпод равными со ответственными углами. Пересекутся ли эти две прямые, если продолжить их в обе стороны?
Из свойств суммы углов треугольника вытекает ряд других свойств фигур. Заметим некоторые из них:
1) В т р е у г о л ь н и к е н е м о ж е т
б ы т ь б о л ь ш е о д н о г о т у п о г о у г л а (подумайте, какова
должна была бы быть сумма всех углов треугольника, если бы три или два
его угла были тупые, т. е. больше прямого).
2) В т р е у г о л ь н и к е н е м о ж е т б ы т ь б о л ь ш е о д н о г о п р я м о г о у г л а (почему?)
3) В н е ш н и й у г о л т р е у г о л ь н
и к б о л ь ш е к а ж д о г о н е с м е ж н о г о с н и м в н у т р е н
н е г о (см. черт. 45).
Черт. 48 Черт. 49
4) Ч е р е з т о ч к у, л е ж а щ у ю в н е п р я м о й, м о ж н о п р о в е с т и к э т о й п р я м о й т о л ь к о о д и н
п е р п е н д и к у л я р. – Если бы, например (черт. 50), к прямой МN можно было провести из точки А больше одного перпендикуляра, – скажем, кроме АВ еще АС, – то в треугольнике ABCоказалось бы два прямых угла, а это, мы знаем, невозможно.
5) Н е с к о л ь к о п е р п е н д и к у л
я р о в к о д н о й п р я м о й л и н и и (черт. 48) в с е г д а п ар а
л л е л ь н ы
м е ж д у с о б о ю. Если бы они были не
параллельны, т. е. если бы они встречались, то составились бы
треугольники с двумя прямыми углами каждый.
6) П р я м ы е л и н и и, в с т р е ч а ю щ
и е о д н у и т у ж е п р я м у ю п о д р а в н ы м и с о о т в е т с т
в е н н ы м и
у г л а м и (черт. 51), п а р а л л е л ь н
ы м е ж д у с о б о й. – Если бы они были не параллельны, т. е. если бы
встречались, то уг. 2, например, оказался бы внешним углом
треугольника, а р а в н ы й е м у уг. 1 – внутренним углом того же
треугольника; но это невозможно (см. следствие 3-е).
На последнем свойстве основан способ проводить параллельные линии с помощью линейки и чертежного треугольника (черт. 52).
Повторительные вопросы
Могут ли три угла треугольника быть
тупыми? А только два угла? – Может ли в треугольнике быть три прямых
угла? А два прямых угла? (Попробуйте начертить такой треугольник). –
Сколько перпендикуляров можно провести к прямой линии из внешней
точки? – Каким свойством обладают два перпендикуляра к одной прямой? –
Каким свойством обладают две прямые, встречающие третью под равными
соответственными углами? – Как чертят параллельные помощью линейки и
чертежного треугольника? |