МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ |
|
|
В категории материалов: 68 Показано материалов: 41-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Следующим на очереди у нас 1001,
прославленное число Шехеразады. Вы, вероятно, и не подозревали, что в
самом названии сборника волшебных арабских сказок заключается также
своего рода чудо, которое могло бы поразить воображение сказочного
султана не менее многих других чудес Востока, если бы он способен был
интересоваться арифметическими диковинками. |
В следующей витрине выставлено наибольшее из всех трехзначных чисел: 999.
Оно гораздо удивительнее, чем его перевернутое изображение – 666 –
знаменитое «звериное число» Апокалипсиса, вселяющее такой страх в
суеверных людей, но по арифметическим свойствам ничем не выделяющееся
среди остальных чисел. |
Оно замечательно не только тем, что
определяет число дней в году. Прежде всего, оно при делении на 7 дает в
остатке 1. |
Чем оно замечательно? Конечно, это число
месяцев в году и число единиц в дюжине, но что, в сущности, особенного в
дюжине? Не многим известно, что 12–
старинный и едва не победивший соперник числа 10 за почетный пост
основания системы счисления. |
В мире чисел, как и в мире живых существ,
встречаются подлинные диковинки, редкие феномены, обладающие
исключительными свойствами. Из таких необыкновенных чисел можно было бы
составить своего рода музей числовых редкостей, настоящую
«арифметическую кунсткамеру». |
Мы привыкли к тому, что без знаменателя
пишутся только десятичные дроби. Поэтому с первого взгляда кажется, что
написать прямо без знаменателя дробь 2/7 или 1/7 нельзя. |
Не видя числа, трудно, конечно, угадать,
какое оно – четное или нечетное. Но не думайте, что вы всегда сможете
сказать это, едва увидите задаваемое число. Скажите, например: четное
или нечетное число 16? |
Простые арифметические действия, к которым
мы привыкли настолько, что выполняем их автоматически, потребуют от нас
немалого напряжения, если мы пожелаем применить их к числам, написанным
не по десятичной системе. |
Вообще нетрудно сообразить, что в каждой
системе высшая цифра, какая может понадобиться, равна основанию этой
системы без единицы. Например, в десятичной системе высшая цифра 9, в
6-ричной – 5, в троичной – 2, в 15-ричной – 14, и т. д. |
Эту главу позволю себе начать с задачи,
которую я придумал лет пятнадцать тому назад для читателей одного
распространенного тогда журнала [17] в качестве «задачи на премию». |
Весьма вероятно, что способ этот дошел до
нас из глубочайшей древности и притом из отдаленной страны – из Египта.
Мы мало знаем, как считали и производили действия обитатели древней
Страны пирамид. Но сохранился любопытный памятник – папирус, на котором
записаны арифметические упражнения ученика одной из землемерных школ
древнего Египта; это так называемый папирус Ринда, относящийся ко
времени между 2000 и 1700 гг. до нашей эры и представляющий собою
копию еще более древней рукописи, переписанную неким Аамесом. |
В некоторых местностях у наших крестьян
приходится иногда наблюдать применение очень остроумного способа
умножения целых чисел, который не похож на обычный школьный прием и
унаследован, по-видимому, от глубочайшей древности. |
Добравшись после утомительных трудов до
желанного конца арифметического действия, предки наши считали
необходимым непременно проверить этот в поте лица добытый итог.
Громоздкие приемы вызывали естественное недоверие к их результатам. |
Привычным движением зажигая спичку, мы иной
раз еще задумываемся о том, каких трудов стоило добывание огня нашим
предкам, не очень даже отдаленным. Но мало кто подозревает, что и
употребительные ныне способы выполнения четырех арифметических действий
тоже не всегда были так просты и удобны, так прямо и быстро приводили к
искомому результату. |
С отдаленными предками наших русских счетов
связаны некоторые пережитки старины в языке и обычаях. Мало кто
подозревает, например, что, завязывая «для памяти» узелок на носовом
платке, мы повторяем то, что некогда с большим смыслом делали наши
предки, «записывая» таким образом итог счета на шнурках. |
Выполнять деление с помощью конторских
счетов гораздо труднее, чем умножать; для этого нужно запомнить целый
ряд особых приемов, подчас довольно сложных. Интересующимся ими придется
обратиться к специальным руководствам. |
Вот несколько приемов, пользуясь которыми,
всякий, умеющий быстро складывать на счетах, сможет проворно выполнять
встречающиеся на практике примеры умножения. Умножение на 2 и на 3 заменяется простым сложением. |
Есть много полезных вещей, которых мы не
умеем ценить только потому, что они, постоянно находясь у нас под
руками, превратились в самый обыкновенный предмет нашего домашнего
обихода. |
Всем, вероятно, памятна в своем роде
знаменитая арифметическая задача, которая так смутила семиклассника
Зиберова из чеховского рассказа «Репетитор». |
Опишем еще – как интересный курьез –
простой прием умножения однозначных чисел на 9. Пусть нужно умножить 7 ×
9. Положите перед собою на стол рядом обе руки и загните 7-й палец,
считая слева. |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|