Четверг, 25.04.2024, 06:34
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
ПРОСТЫЕ ЧИСЛА. ДОЛГАЯ ДОРОГА К БЕСКОНЕЧНОСТИ [37]
КОГДА ПРЯМЫЕ ИСКРИВЛЯЮТСЯ. НЕЕВКЛИДОВЫ ГЕОМЕТРИИ [23]
МУЗЫКА СФЕР. АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА [57]
МАГИЯ ЧИСЕЛ. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ОТ ПИФАГОРА ДО НАШИХ ДНЕЙ [27]
ИНВЕРСИЯ [20]
ИСТИНА В ПРЕДЕЛЕ. АНАЛИЗ БЕСКОНЕЧНО МАЛЫХ [47]
БЕСКОНЕЧНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ [43]
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЕЕ ПАРАДОКСЫ [6]
ИЗМЕРЕНИЕ МИРА. КАЛЕНДАРИ, МЕРЫ ДЛИНЫ И МАТЕМАТИКА [33]
АБСОЛЮТНАЯ ТОЧНОСТЬ И ДРУГИЕ ИЛЛЮЗИИ. СЕКРЕТЫ СТАТИСТИКИ [31]
КОДИРОВАНИЕ И КРИПТОГРАФИЯ [47]
МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ [39]
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МАТЕМАТИКА [35]
ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАШ МИР ТЕНЬЮ ДРУГОЙ ВСЕЛЕННОЙ? [9]
ТВОРЧЕСТВО В МАТЕМАТИКЕ [44]
ЗАГАДКА ФЕРМА. ТРЕХВЕКОВОЙ ВЫЗОВ МАТЕМАТИКЕ [30]
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ЧИСЕЛ. ЛЮБОПЫТНЫЕ РАЗДЕЛЫ МАТЕМАТИКИ [95]
АЛГОРИТМЫ И ВЫЧИСЛЕНИЯ [17]
КАРТОГРАФИЯ И МАТЕМАТИКА [38]
ПОЭЗИЯ ЧИСЕЛ. ПРЕКРАСНОЕ И МАТЕМАТИКА [23]
ТЕОРИЯ ГРАФОВ [33]
НАУКА О ПЕРСПЕКТИВЕ [29]
ЧИСЛА - ОСНОВА ГАРМОНИИ. МУЗЫКА И МАТЕМАТИКА [15]
Главная » Файлы » МИР МАТЕМАТИКИ » АБСОЛЮТНАЯ ТОЧНОСТЬ И ДРУГИЕ ИЛЛЮЗИИ. СЕКРЕТЫ СТАТИСТИКИ

Масштаб может быть обманчив
15.12.2015, 01:16

Для конкретного множества данных среднее значение и среднеквадратическое отклонение — это конкретные значения, не допускающие разночтений. Однако в случае с графическим представлением данных это не так. Вид гистограммы для конкретного множества данных будет зависеть от выбранного масштаба (вы уже увидели это на примере печи № 3 в нашем примере с пекарней), а также от ширины интервалов и граничных значений интервалов. К примеру, при неизменной ширине интервалов при границах 190,192,194, … гистограмма будет выглядеть иначе, чем для граничных значений 191, 193, 193, …

Например, изменение значений экономического показателя за последние шесть месяцев можно представить графиком, изображенным слева, на котором показан впечатляющий рост, или графиком, изображенным справа, из которого следует, что значение показателя практически не изменилось. Различие между этими графиками заключается в выборе масштаба вертикальной оси.



Одни и те же изменения в разных масштабах.


Изменение масштаба горизонтальной оси также может преподнести немало сюрпризов. На следующем рисунке представлен график изменения объемов продаж за последние четыре года, построенный в мае 2010 года, когда были доступны данные лишь по апрель 2010 года. Это указано в подписи к графику, но создается впечатление, что объем продаж резко упал. В действительности же, учитывая, что на период до апреля включительно приходится треть годового объема продаж, прогнозное значение продаж на 2010 год превышает 150.



Четыре значения несравнимы между собой: за 2010 год доступны данные только до апреля включительно.

* * *

КАТАСТРОФА «ЧЕЛЛЕНДЖЕРА»

Все мы хотя бы раз видели фотографию космического челнока «Челленджер» на стартовой площадке: шаттл, похожий на самолет, вертикально закреплен на огромном топливном баке, полном горючего, по бокам которого находятся ракетные ускорители, выводящие челнок на орбиту. Эти ускорители, как и другие элементы челнока, невозможно перевозить в собранном виде, поэтому они изготавливаются и доставляются по частям, а сборка происходит на космодроме. Чтобы обеспечить отсутствие утечек в местах стыков и предупредить катастрофу, используются круглые уплотнительные кольца из каучука толщиной 6 мм и диаметром 12 м.

В ночь с 27 на 28 января 1986 года группа техников и руководители завода, производившего ракетные ускорители, провели телеконференцию с коллегами из NASA, чтобы обсудить возможность переноса запуска челнока на следующий день. Их беспокоило, что, по прогнозу, температура воздуха в день запуска должна была быть существенно ниже обычной — от 26 до 29 °F (от -2 до -3 °C). Они боялись, что при таких температурах уплотнительные кольца не обеспечат полную герметичность. Имелись данные с прошлых запусков, так как обломки двигателей после каждого запуска собирались и тщательно анализировались. В одном случае были зафиксированы дефекты уплотнительных колец, но серьезных происшествий не было отмечено ни разу. После анализа данных члены рабочей группы сделали вывод, что доказательства того, что низкие температуры могут негативно отразиться на уплотнительных кольцах, отсутствуют. Было принято решение не переносить запуск.

Утром следующего дня спустя 59 секунд после запуска сквозь одно из колец, которое было не полностью герметичным, начало прорываться пламя. Огонь быстро достиг топливного бака, что привело к взрыву шаттла и гибели семерых астронавтов, находившихся на его борту. Катастрофа шокировала весь мир и привела к радикальным изменениям в космической программе NASA.

Президент Рональд Рейган создал комиссию по расследованию инцидента, куда вошли видные представители научного сообщества. Комиссия определила, что анализ имеющихся данных был недостаточным. Одной из ошибок стало то, что не были приняты во внимание данные о полетах, в которых кольца не были повреждены (рис. 1). Подробный анализ параметров уплотнительных колец во время всех запусков позволил бы увидеть взаимосвязь между отмеченными дефектами и температурой воздуха. На рис. 2 четко видно, что данные, соответствующие температуре в момент планируемого запуска «Челленджера», отсутствуют, следовательно, нельзя гарантировать отсутствие неполадок при этой температуре. Кроме того, можно увидеть, что при понижении температуры число неполадок возрастает. На рис. 3 число колец, на которых были обнаружены дефекты (вне зависимости от их серьезности), заменено оценкой, определенной комиссией по расследованию катастрофы. На этом рисунке связь видна еще более четко. Это наглядный пример того, как с помощью простого графического анализа данных можно получить много информации об анализируемой проблеме.



Рис. 1. Каждая точка обозначает запуск, во время которого были зафиксированы повреждения уплотнительных колец. На вертикальной оси отмечено число происшествий, на горизонтальной — температура во время запуска (в °F).



Рис. 2. На удлиненной горизонтальной оси отмечена прогнозная температура в момент запуска «Челленджера». На графике также содержатся точки, соответствующие запускам, во время которых не было отмечено неполадок уплотнительных колец.



Рис. 3. Для каждого запуска была произведена оценка повреждений уплотнительных колец. Она отложена вдоль вертикальной оси.

(источник: Эдвард Тафти. Visual Explanations).

* * *

Графическое представление данных также может выглядеть по-разному в зависимости от выбранной переменной. Например, если объемы продаж вашей компании падают, что показано на графике слева внизу, можно построить график объема продаж с нарастающим итогом (справа), который, очевидно, будет расти.



Два вида представления информации о продажах: ежемесячном объеме (слева) и объеме с нарастающим итогом (справа).


Не думайте, что графики — это нечто бесформенное и их можно изменять в зависимости от того, какую мысль мы хотим донести. Можно построить наглядные и очень полезные графики, которые помогут с первого взгляда получить всю необходимую информацию, как, например, гистограммы в задаче с пекарней. Графики могут быть запутанными или даже давать ошибочное представление об информации при некорректно выбранной переменной или масштабе. Как правило, внимательность, здравый смысл и немного опыта помогут вам избежать подобных неточностей.

Категория: АБСОЛЮТНАЯ ТОЧНОСТЬ И ДРУГИЕ ИЛЛЮЗИИ. СЕКРЕТЫ СТАТИСТИКИ | Добавил: admin | Теги: сайт для математиков, математический сайт, Мир Математики, занимательная математика, дидактический материал по математик, популярная математика
Просмотров: 833 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru