Некоторые показатели используются часто, но они не
характеризуют центр распределения и вариацию. С их помощью «проводят
границы» на области данных и получают некие эталонные значения, с
которыми можно сравнить все остальные.
Квартили
Если упорядочить данные по возрастанию, медиана
разделит множество данных пополам. Первым квартилем называется медиана
первой половины; 25 % значений будут меньше него, 75 % — больше. Медиана
второй половины называется третьим квартилем, 75 % значений меньше
него, 25 % — больше.
Допустим, что первый квартиль зарплаты в вашей
компании равен 1000 евро, медиана — 1300 евро, третий квартиль — 2000
евро. Если вы получаете 800 евро, то находитесь среди 25 % тех, кто
получает меньше всего. Если ваша зарплата равна 1500 евро, вы входите в
50 % сотрудников, получающих больше остальных, но минимум 25 %
зарабатывают больше вас. Если ваша зарплата равна 2100 евро, вы входите в
25 % наиболее высокооплачиваемых сотрудников компании.
Перцентили
15-я перцентиль — это значение, меньше которого ровно
15 % упорядоченного множества данных. Очевидно, что 85 % значений будут
больше него. Если ваша зарплата равна 70-й перцентили, это означает,
что зарплата 70 % сотрудников меньше вашей, или, что аналогично, 30 %
получают больше вас — если вы из тех, для кого стакан всегда наполовину
пуст. Перцентили также используются при оценке результатов тестов на
интеллект. Если вы находитесь в 90-й перцентили, это означает, что 90 %
участников справились с тестом хуже, чем вы.
Многие впервые сталкиваются с перцентилями, когда
педиатр говорит, что, например, рост вашего сына находится в 45-й
перцентили. Это означает, что 45 % мальчиков (значения для мальчиков и
девочек отличаются) того же возраста ниже вашего ребенка. Всемирная
организация здравоохранения составляет справочные таблицы и графики, в
которых указывается рост детей разного возраста.
Графики роста девочек (вверху) и мальчиков (внизу)
в возрасте от 5 до 19 лет, составленные Всемирной организацией
здравоохранения, с медианой и 3-й, 15-й, 85-й и 97-й перцентилями.
|