Пятница, 19.04.2024, 09:00
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
ПРОСТЫЕ ЧИСЛА. ДОЛГАЯ ДОРОГА К БЕСКОНЕЧНОСТИ [37]
КОГДА ПРЯМЫЕ ИСКРИВЛЯЮТСЯ. НЕЕВКЛИДОВЫ ГЕОМЕТРИИ [23]
МУЗЫКА СФЕР. АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА [57]
МАГИЯ ЧИСЕЛ. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ОТ ПИФАГОРА ДО НАШИХ ДНЕЙ [27]
ИНВЕРСИЯ [20]
ИСТИНА В ПРЕДЕЛЕ. АНАЛИЗ БЕСКОНЕЧНО МАЛЫХ [47]
БЕСКОНЕЧНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ [43]
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЕЕ ПАРАДОКСЫ [6]
ИЗМЕРЕНИЕ МИРА. КАЛЕНДАРИ, МЕРЫ ДЛИНЫ И МАТЕМАТИКА [33]
АБСОЛЮТНАЯ ТОЧНОСТЬ И ДРУГИЕ ИЛЛЮЗИИ. СЕКРЕТЫ СТАТИСТИКИ [31]
КОДИРОВАНИЕ И КРИПТОГРАФИЯ [47]
МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ [39]
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МАТЕМАТИКА [35]
ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАШ МИР ТЕНЬЮ ДРУГОЙ ВСЕЛЕННОЙ? [9]
ТВОРЧЕСТВО В МАТЕМАТИКЕ [44]
ЗАГАДКА ФЕРМА. ТРЕХВЕКОВОЙ ВЫЗОВ МАТЕМАТИКЕ [30]
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ЧИСЕЛ. ЛЮБОПЫТНЫЕ РАЗДЕЛЫ МАТЕМАТИКИ [95]
АЛГОРИТМЫ И ВЫЧИСЛЕНИЯ [17]
КАРТОГРАФИЯ И МАТЕМАТИКА [38]
ПОЭЗИЯ ЧИСЕЛ. ПРЕКРАСНОЕ И МАТЕМАТИКА [23]
ТЕОРИЯ ГРАФОВ [33]
НАУКА О ПЕРСПЕКТИВЕ [29]
ЧИСЛА - ОСНОВА ГАРМОНИИ. МУЗЫКА И МАТЕМАТИКА [15]
Главная » Файлы » МИР МАТЕМАТИКИ » АЛГОРИТМЫ И ВЫЧИСЛЕНИЯ

Функциональная парадигма
19.01.2016, 12:25
В императивных языках программирования вычисления производятся путем присваивания переменным нужных значений. Программа, написанная на императивном языке, имитирует структуру машины фон Неймана, содержащую ячейки, где хранятся значения. Присваивание значения переменной — не более чем изменение значения этой ячейки. В функциональных языках программирования результат получается путем применения функций, определенных при помощи композиции или рекурсии.

Функциональные языки впервые были описаны Джоном Маккарти из MIT (Массачусетского технологического института), создателем термина «искусственный интеллект», в работе, опубликованной в 1960 году в журнале Communications of the ACM. Этот ежемесячный журнал выпускается американской Ассоциацией вычислительной техники (ACM) — обществом, присуждающим премию Тьюринга.

В 1958 году Маккарти изучал использование операций с упорядоченными списками в программе символьного дифференцирования. Дифференцирование — это рекурсивный процесс, поэтому Маккарти использовал рекурсивные функции. Более того, он передавал функции в качестве аргументов другим функциям. Проект по реализации задуманного им языка начался осенью того же года. Результаты были опубликованы спустя два года под названием «Рекурсивные функции над символьными выражениями и их вычисление с помощью машины. Часть I» (часть II никогда не была опубликована). Так появилась первая версия языка LISP (англ. List Processing — «обработка списков») — первого функционального языка, в котором нашло применение множество передовых идей. В описании разработанного им языка Маккарти использовал лямбда-исчисление Алонзо Чёрча.



Джон Маккарти, создатель термина «искусственный интеллект». Стэндфордский университет, 1980 год.

* * *

ЛЯМБДА-ИСЧИСЛЕНИЕ

Эта система была разработана Алонзо Чёрчем и Стивеном Клини в начале 1930-х годов. Ее возможности были эквивалентны возможностям машины Тьюринга, но основной принцип лямбда-исчисления был иным. С формальной точки зрения в лямбда-исчислении используются выражения и правила преобразования выражений, которые моделируют использование функций и вычислений. Рассмотрим в качестве примера определение истинности и ложности:

истина: λху. х

ложь: λху. у.

Логическая функция «И» определяется так:

И: λpq.p q р.

Чтобы найти значение выражения «истина ложь», заменим каждый член этого выражения его эквивалентом с точки зрения лямбда-исчисления:

(λpq.p q р) (λху. х) (λху. у).

Применив правила записи, получим выражение (λху. у), что, как мы уже говорили, эквивалентно значению «ложь». Числа и операции с числами определяются аналогично.

* * *

В языке LISP данные и программы представляются одинаковым образом. Основной парадигмой этого языка является рекурсия, что позволяет избежать нежелательных побочных эффектов императивного программирования. В этом языке также были введены условные выражения и префиксная (польская) нотация Яна Лукасевича.

* * *

ПРЕФИКСНАЯ (ПОЛЬСКАЯ) НОТАЦИЯ

Математические выражения в этой нотации обозначаются символом, соответствующим операции, который располагается перед операндами. Так, выражение

(а + Ь) — (с·d)

в польской записи будет выглядеть так:

- + ab · cd.

* * *

В середине 1960-х Питер Лэндин создал новый функциональный язык ISWIM (от англ. If You See What I Mean — «если ты видишь, что я имею в виду»), в основе которого находился язык LISP и лямбда-исчисление. На основе языка ISWIM было разработано целое семейство функциональных языков (ML, FP, Miranda и другие).

В то время функциональное программирование было интересно лишь немногим исследователям. Оно начало набирать популярность в 1978 году, когда Джон Бэкус, создатель языка Фортран, опубликовал статью «Можно ли освободить программирование от стиля фон Неймана?» Бэкус критиковал традиционные языки программирования и выступал за развитие новой парадигмы, которую он назвал «функциональное программирование». В ней делался акцент на функционалы (функции, аргументами которых являются другие функции). В своей статье, за которую он был удостоен премии Тьюринга, Бэкус описал язык FP (Functional Programming), в котором не использовались переменные. Статья пробудила интерес исследователей к функциональным языкам и привела к появлению новых подобных языков.

В настоящее время существует два обширных семейства функциональных языков. Первое образовано языками, созданными на основе LISP, второе — языками, созданными на основе ISWIM. К первому семейству принадлежат разновидности языка LISP, например Common LISP, и самостоятельные языки, например Scheme.

Ко второму семейству принадлежит язык Standard ML — результат стандартизации языков ML и Норе, созданных в Эдинбургском университете. ML в отличие от LISP является строго типизированным функциональным языком (strongly-typed language). Это означает, что все выражения в этом языке имеют тип, который определяется системой во время компиляции (статический тип). Кроме этого, программист может вводить новые типы, определяя абстрактные типы данных. Язык ML допускает определение модулей и общих модулей, которые называются функторами. В языке Норе, в отличие от ML, типы требуется определять явно.

* * *

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ: ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Ниже приведены примеры определения функции факториала на разных языках программирования. Обратите внимание на схожесть синтаксиса языков, принадлежащих к двум основным семействам функциональных языков. В языках, подобных USP (Scheme, Норе и ML), используются переменные, определение факториала является рекурсивным и напоминает его определение на языке Java, которое приводилось несколькими страницами ранее. В языке FP, напротив, переменные не используются. В определении на языке FP используется функция iota. Эта функция возвращает список всех натуральных чисел, меньших заданного числа. К этому списку применяется конструкция / *, осуществляющая умножение его элементов. Конструкция /op расширяет бинарную операцию, применяя ее ко всем элементам списка.

Определение на языке LISP:

(defun factorial (n) (if (= n 0) 1 (* n (factorial (- n 1)))))

Определение на языке Scheme:

(define factorial

(lambda (n)

(if (= n0) 1 (*n (factorial (-n 1))))))

Определение на языке Hope:

dec fact: num — > num;

- - - fact 0 < = 1;

- - - fact n < = n*fact(n — 1);

Определение на языке ML

fun f (0: int): int = 1

|f (n: int): int = n * f(n — 1)

Определение на языке FP:

fact =/* op iota

* * *

БЕСКОНЕЧНЫЕ СПИСКИ ЯЗЫКА HASKELL

Следующие определения двух бесконечных списков на языке Haskell помогут вам понять разницу между «жадными» и «ленивыми» вычислениями. Эти определения являются рекурсивными, то есть используют сами себя.

Первое определение соответствует списку натуральных чисел. По индукции предполагается, что список уже определен корректно. Все элементы списка увеличиваются на единицу, таким образом, получается список 2, 3, 4…., к которому добавляется единица. В определении все элементы списка натуральных чисел увеличиваются на единицу с помощью конструкции «mар (+1) naturales».

Второе определение соответствует списку чисел Фибоначчи. Предположим, что этот список уже определен. В определении списка чисел Фибоначчи каждому числу ставится в соответствие следующее число, затем вычисляется сумма в каждой такой паре чисел. В определении «listafibs» ставится в соответствие «хвосту» listafibs, который получается с помощью конструкции «tail listafibs». Далее соответствующие элементы двух списков складываются с помощью конструкции «zipWith (+)».

naturales = 1: map (+1) naturales

listafibs = 0:1: zipWith (+) listafibs (tail listafibs)

Эти определения являются корректными, так как в них используются «ленивые» вычисления. Если бы в них, как в большинстве других языков, использовались «жадные» вычисления, то компьютер обрабатывал бы эти определения бесконечно долго. Обратите внимание, что для определения натуральных чисел сначала требуется выявить бесконечный список, после чего прибавить единицу ко всем его элементам.

* * *

В языках LISP и ML используются «жадные» вычисления (greedy evaluation). Это означает, что все аргументы функции вычисляются перед ее использованием.

Также существуют языки, где применяются «ленивые» вычисления, в частности Haskell, Lazy ML, некоторые версии языка Норе и в особенности язык Miranda, созданный Дэвидом Тернером на основе языков KRC и SASL. В этих языках аргумент оценивается только тогда, когда требуется узнать его значение. Это позволяет создавать программы, которые выполнялись бы бесконечное время, если бы в них использовались «жадные» вычисления.

Например, можно определить бесконечный список чисел, которые никогда не будут вычислены все, а будут вычисляться только элементы, значения которых необходимы в конкретный момент.



Главная страница сайта, посвященного языку Miranda, который был создан Дэвидом Тёрнером.

Категория: АЛГОРИТМЫ И ВЫЧИСЛЕНИЯ | Добавил: admin | Теги: ИТК и мате, Мир Математики, искусственный интеллект, машинное обучение, популярная математик, математика и информатик, дидактический материал по матем
Просмотров: 852 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru