Галилео
Галилей (1564–1642) совершил революцию во многих областях науки. Мы не
будем рассказывать ни о его творчестве, ни о том, какое влияние оно
оказало на науку в целом, — рассмотрим вкратце его размышления о
бесконечности. Во-первых,
Галилей рассматривал движение как процесс, происходящий без пауз, то
есть делал выбор в пользу непрерывного, а не дискретного, зная, что
занимает рискованную позицию, так как это автоматически означало
принятие перехода от потенциальной к актуальной бесконечности. Для этого
задачи, связанные с движением, следует рассматривать с геометрической
точки зрения. Графическое изображение движения с переменной скоростью
может выглядеть, например, следующим образом. Портрет Галилео Галилея кисти фламандского художника Юстуса Сустерманса (1636) и график, описывающий свободное падение тел. На горизонтальной оси откладывается время, на вертикальной — скорость. Неравномерное движение описывается, например, уравнением v = 2t.
Это означает, что с течением времени скорость возрастает: по прошествии
одной секунды она равна 2, по прошествии двух секунд — 4 и т. д. Если в
треугольнике АВС сторона АВ представляет пройденное время, сторона ВС — скорость, то пройденный путь будет равняться площади треугольника АВС.
Галилея интересовало применение этого метода к более сложным
разновидностям движения, например по параболической траектории, при этом
неизбежно требовалось рассматривать кривые линии и площади фигур,
ограниченных ими. В своих расчетах он использовал методы, схожие с
методами Кеплера. Однако, как вы увидите чуть позже, его ученик
Кавальери первым сформулировал рациональный метод для вычисления
площадей подобных фигур. Как
мы уже говорили, Галилей неизбежно должен был столкнуться с парадоксами
бесконечности и изучить ее природу. Именно так он пришел к парадоксу,
который не смог разрешить. С формальной точки зрения эта задача даже не
была парадоксом, но она содержала, как вы убедитесь чуть позже,
возможное математическое определение бесконечности. Эта задача-парадокс, которая впервые упоминается в диалогах Галилея в 1638 году, звучит так. Рассмотрим в качестве исходного множества ряд чисел: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10…. Далее запишем ряд чисел, которые являются их квадратами: 0, 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81, 100…. Очевидно,
что оба этих множества бесконечны в том смысле, что мы можем
неограниченно добавлять к ним все новые и новые числа. Кроме того,
Галилей заметил, что каждому элементу первого множества соответствует
один из элементов второго, но, с другой стороны, кажется очевидным, что в
первом множестве больше чисел, чем во втором. Вопрос, который поставил
Галилей, заключается в том, какая бесконечность больше, первая или
вторая, что ведет к кажущемуся парадоксу. Он полагал, что либо в чем-то
ошибался, либо сравнения, основанные на понятиях «больше», «меньше» и
«равно», неприменимы, когда речь идет о бесконечности. В
этом смысле он был прав, поскольку, как три столетия спустя доказал
Георг Кантор, «арифметика бесконечного отлична от арифметики конечного».
|