В результате поисков «чистого» натурального строя появилась новая
система отношения звуков — диатонический строй. В пифагорейском строе
звуки выражаются в виде последовательности квинт. Диатонический строй
имеет более сложную структуру.
Начиная с ноты до, соблюдая интервалы в одну квинту, откладываются две следующие основные ноты этого строя: фа и соль. Далее определяются ми, ля и си, отстоящие на чистую терцию от до, фа и соль соответственно.
Последняя нота, ре, отстоит от ноты соль ровно на одну квинту:
Интервалы диатонического строя «чище» и более постоянны. Это
проявляется и в том, что соотношения частот звуков диатонического строя
относительно просты. Сначала, начиная с ноты до, частота которой принимается равной 1, рассчитываются частоты нот фа и соль, отстоящих от до на одну чистую квинту. Частота фа принимается равной 4/3, частота соль — 3/2. Далее рассчитывается частота ноты ми, отстоящей от до на 5/4.
Аналогично определяется частота ноты ля, которую отделяет от фа одна терция:
Си отстоит на одну терцию от соль:
И наконец, рассчитывается частота ре, которую отделяет от ноты соль одна чистая квинта со сдвигом в одну октаву:
Последовательность, определяющая интервалы диатонического строя,
подчиняется структуре тональной музыки. К тональной музыке принадлежит
подавляющее большинство музыкальных композиций, созданных за последние
несколько веков, начиная от периода барокко и классики и заканчивая рок-
и поп-музыкой, а также западной фолк-музыкой.
В тональной музыке ноты выстроены в иерархию вокруг главной ноты,
которая называется тоникой, или тональным центром. Каждая нота выполняет
определенную музыкальную «функцию» в произведении. Из-за этого
некоторые ступени тональности (особенно те, в построениях которых
участвуют диезы и бемоли, которым соответствуют черные клавиши пианино)
настраиваются в зависимости от контекста. Эти варианты приведены в
следующей таблице.
|