Пифагорейский строй основывался на простых отношениях между
различными звуками. В его основе лежали два интервала: октава,
соответствующая отношению между частотами звуков 2:1, и квинта,
соответствующая отношению 3:2. Пифагорейцы получали различные звуки с
помощью последовательности квинт, затем использовали перенос на одну или
несколько октав, чтобы найти частоты звуков в необходимом диапазоне.
В качестве примера начнем с ноты до. Сначала найдем частоту звука, отделенного от этой ноты восходящей квинтой, и получим ноту соль. Повторив эти же действия, получим ре, затем ля, затем ми и, наконец, си. Выполнив смещение на одну нисходящую квинту с начального до, получим ноту фа. Так получаются семь звуков пифагорейского строя:
фа <— до —> соль —> ре —> ля —> ми —> си.
* * *
НАЗВАНИЯ НОТ
Греки дали названия нотам по первым буквам ионийского алфавита.
Один и тот же звук, измененный на половину тона или сдвинутый на одну
октаву, обозначался разными буквами. Например, нота фа обозначалась буквой альфа, бета обозначала фа-диез, гамма — фа-дубль-диез.
Звуки пифагорейского строя располагались в порядке убывания, в
современном музыкальном строе они расположены с точностью до наоборот.
Римляне также использовали буквы алфавита для обозначения звуков.
Боэций, который в V веке н. э. создал пятитомный труд по теории музыки,
рассматривал строй из пятнадцати нот, охватывавших две октавы. Каждую
из этих нот Боэций обозначил своей буквой, не учитывая цикличность
октав. На следующем этапе, разумеется, эта цикличность стала учитываться
в названиях нот, и одни и те же ноты разных октав стали обозначаться
одинаковыми буквами.
В так называемой английской (или немецкой) нотации семь нот обозначались заглавными латинскими буквами от А до G, ноты следующей октавы — строчными буквами от а до g, ноты третьей октавы — удвоенными строчными буквами (аа, bb, сс, dd, ее, ff, gg).
Так свои названия получили семь звуков, соответствующие белым клавишам
фортепиано. Остальные пять звуков, соответствующие черным клавишам,
получили производные от основных звуков названия позднее, с появлением
понятий «бемоль», «бекар» и «диез».
В XI веке тосканский монах Гвидо д'Ареццо (ок. 995 — ок. 1050)
разработал набор мнемонических правил для чтения нот. Возможно, самым
известным из них является так называемая гвидонова рука. В этом методе
ноты условно располагаются в алфавитном порядке на пальцах руки. Гвидо
д'Ареццо также дал названия всем нотам. Он обозначил каждый звук первым
слогом в каждой строке очень известной в то время молитвы Иоанну
Крестителю:
Utqueant laxis,
resonare fibris,
Mlra gestorum,
famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte lohannes.
Позднее слог ut заменился на do. Так появились названия нот, которые используются и сейчас.
Рисунок «гвидоновой руки» из средневековой рукописи.
* * *
Если продолжить цепочку квинт, получится 12 звуков так называемого хроматического строя, составляющие квинтовый круг:
где знаки бемоль (b) и диез (#) означают изменение на полутон ниже и выше соответственно.
После того как мы получили 12 нот, упорядочив квинты, нетрудно
вычислить частоты всех нот, лежащих в пределах одной октавы, путем
сдвига на одну или несколько октав.
|