Среда, 24.04.2024, 02:03
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
ПРОСТЫЕ ЧИСЛА. ДОЛГАЯ ДОРОГА К БЕСКОНЕЧНОСТИ [37]
КОГДА ПРЯМЫЕ ИСКРИВЛЯЮТСЯ. НЕЕВКЛИДОВЫ ГЕОМЕТРИИ [23]
МУЗЫКА СФЕР. АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА [57]
МАГИЯ ЧИСЕЛ. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ОТ ПИФАГОРА ДО НАШИХ ДНЕЙ [27]
ИНВЕРСИЯ [20]
ИСТИНА В ПРЕДЕЛЕ. АНАЛИЗ БЕСКОНЕЧНО МАЛЫХ [47]
БЕСКОНЕЧНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ [43]
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЕЕ ПАРАДОКСЫ [6]
ИЗМЕРЕНИЕ МИРА. КАЛЕНДАРИ, МЕРЫ ДЛИНЫ И МАТЕМАТИКА [33]
АБСОЛЮТНАЯ ТОЧНОСТЬ И ДРУГИЕ ИЛЛЮЗИИ. СЕКРЕТЫ СТАТИСТИКИ [31]
КОДИРОВАНИЕ И КРИПТОГРАФИЯ [47]
МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ [39]
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МАТЕМАТИКА [35]
ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАШ МИР ТЕНЬЮ ДРУГОЙ ВСЕЛЕННОЙ? [9]
ТВОРЧЕСТВО В МАТЕМАТИКЕ [44]
ЗАГАДКА ФЕРМА. ТРЕХВЕКОВОЙ ВЫЗОВ МАТЕМАТИКЕ [30]
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ЧИСЕЛ. ЛЮБОПЫТНЫЕ РАЗДЕЛЫ МАТЕМАТИКИ [95]
АЛГОРИТМЫ И ВЫЧИСЛЕНИЯ [17]
КАРТОГРАФИЯ И МАТЕМАТИКА [38]
ПОЭЗИЯ ЧИСЕЛ. ПРЕКРАСНОЕ И МАТЕМАТИКА [23]
ТЕОРИЯ ГРАФОВ [33]
НАУКА О ПЕРСПЕКТИВЕ [29]
ЧИСЛА - ОСНОВА ГАРМОНИИ. МУЗЫКА И МАТЕМАТИКА [15]
Главная » Файлы » МИР МАТЕМАТИКИ » ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МАТЕМАТИКА

Нейроны группируются…
09.06.2015, 07:46

Несмотря на прорыв, которым стало открытие перцептрона и грандиозные перспективы его применения, ученые вскоре обнаружили: перцептроны нельзя использовать для решения линейно неразделимых задач (к несчастью, именно к этой группе относится большинство задач реальной жизни). По этой причине в 1980-е годы в адрес нейронных сетей прозвучало немало критики, а участники дебатов порой переходили от научных рассуждений к личным оскорблениям оппонентов.

К великому разочарованию ученых, эти споры пришлись на «темные века» в истории искусственного интеллекта — период, отмеченный существенным снижением выделяемых средств на исследования в США и Европе.

Во-первых, общество поняло, что идеи, изображенные в «Космической одиссее 2001 года», еще долго не найдут воплощения. Во-вторых, американские государственные организации, которые возлагали большие надежды на искусственный интеллект, считая, что он поможет одержать верх в холодной войне, постигла неудача. Разочарование ждало и тех, кто связывал свои ожидания с системами автоматического перевода, крайне важными для изучения советских технических документов. Когда стала понятна неэффективность перцептронов для решения линейно неразделимых задач, финансирование исследований в этой области существенно снизилось. Однако ученые продолжили исследования, хотя и опасаясь насмешек со стороны недоброжелателей.

 Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи - _35.jpg

В течение многих лет считалось, что создание сверхразумных компьютеров, подобных HAL 9000 из фильма «Космическая одиссея 2001 года», более чем реально. Увы, вскоре наступило разочарование.

* * *

ЛИНЕЙНАЯ НЕРАЗДЕЛИМОСТЬ

Рассмотрим ситуацию, когда выборки могут принадлежать к одной из двух категорий, каждая из которых описывается двумя дескрипторами (следовательно, двумя входными значениями).

Нарисуем график для восьми выборок.

 Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи - _36.jpg

На этом графике кругами белого цвета отмечены выборки категории А, черными — выборки категории В. Нетрудно провести линию, разделяющую категории, — именно эту операцию проводит перцептрон при корректировке порогового значения и весов входных значений. Но что произойдет, если мы рассмотрим синтетическую задачу, предметом которой является операция XOR? XOR — это логическая операция, соответствующая исключающему «или», которая описывается следующим соотношением:

 Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи - _37.jpg

Теперь график будет выглядеть так:

 Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи - _38.jpg

Теперь уже нельзя провести линию, отделяющую белые круги от черных, следовательно, эта задача является линейно неразделимой. Перцептрон нельзя корректно обучить для решения такой простой логической задачи, как задача XOR.

* * *

Решение проблемы линейной неразделимости было найдено в конце 80-х годов.

Оно было столь очевидным и естественным, что даже странно, почему никто не додумался до него раньше. Решение нашла сама природа еще несколько миллионов лет назад: достаточно связать между собой различные перцептроны, сформировав так называемую нейронную сеть.

На следующем рисунке изображена нейронная сеть, состоящая из трех слоев нейронов: первый слой — входной, второй — скрытый, третий и последний — выходной. Эта нейронная сеть называется сетью прямого распространения, так как поток данных в ней всегда направлен слева направо, а синапсы не образуют циклов.

 Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи - _39.jpg

Нейронная сеть может быть сколь угодно сложной, иметь произвольное число скрытых слоев и, кроме того, содержать связи, которые идут в обратном направлении и тем самым моделируют некую разновидность памяти. Ученые построили нейронные сети, содержащие до 300 тысяч нейронов — столько, сколько содержит нервная система земляного червя.

В нейронной сети процесс обучения усложняется, поэтому инженеры разработали множество методов обучения. Один из самых простых — метод обратного распространения ошибки, давший название отдельной разновидности нейронных сетей, в которой он используется. Суть этого метода состоит в снижении ошибки выходного значения нейронной сети путем корректировки весов входных значений синапсов в направлении справа налево по методу градиентного спуска. Иными словами, сначала весам всех синапсов нейронной сети присваиваются произвольные значения, после чего на вход сети подается выборка, выходное значение для которой известно (такая выборка называется обучающей). Как и следовало ожидать, в этом случае выходное значение будет случайным. Далее, начиная с нейронов, близких к выходу, и заканчивая нейронами входного слоя, начинается корректировка весов связей.

Цель этой корректировки — приблизить выходное значение нейронной сети к реальному известному значению.

Эта процедура повторяется несколько сотен или тысяч раз для всех обучающих выборок. Когда обучение для всех выборок завершено, говорят, что прошла эпоха обучения. Далее процесс обучения может быть повторен на протяжении еще одной эпохи для тех же обучающих выборок. Как правило, при обучении рассматривается несколько десятков выборок. Этот процесс подобен реальному обучению, когда человек вновь и вновь видит одни и те же данные.

* * *

ОПАСНОСТЬ ПЕРЕОБУЧЕНИЯ

Система прогнозирования, в которой применяется машинное обучение, формулирует прогнозы путем обобщения предшествующего опыта. Следовательно, система, неспособная совершать обобщения, становится бесполезной.

Если процесс обучения повторяется слишком много раз, наступает момент, когда веса подобраны столь точно и система настолько адаптировалась к обучающим выборкам, что прогнозы формулируются не путем обобщения, а на основе запомненных случаев. Система становится способной выдавать корректные прогнозы для обучающих выборок, но всякий раз, когда на вход будет подаваться иная выборка, полученный прогноз окажется некорректным. Такая ситуация называется переобучением.

Нечто похожее происходит с ребенком, который не учится умножать, а запоминает таблицу умножения. Если мы попросим его найти произведение двух чисел из таблицы, он ответит без запинки, но если мы попросим его перемножить два других числа, ребенок задумается.



 Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи - _40.jpg

Таблицы умножения — прекрасный пример обучения путем запоминания.

* * *

С годами архитектура нейронных сетей и методы обучения усложнялись. Постепенно возникло множество разновидностей нейронных сетей для решения самых разных задач реальной жизни. Сегодня наиболее часто используются нейронные сети Хопфилда, в которых реализован механизм запоминания под названием «ассоциативная память».

 Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи - _41.jpg

Схема нейронной сети Хопфилда.

В ассоциативной памяти информация упорядочена по содержанию. Следовательно, для доступа к ней необходимо указать содержание информации, а не ее физическое расположение, как при чтении с жесткого диска или из оперативной памяти компьютера.

Другой тип нейронных сетей, широко используемых сегодня, это самоорганизующиеся карты Кохонена. Нейронные сети этого типа содержат новаторское решение: их обучение происходит не под наблюдением. Напротив, сама сеть учится на своих ошибках.

Категория: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МАТЕМАТИКА | Добавил: admin | Теги: ИТК и мате, Мир Математики, искусственный интеллект, машинное обучение, популярная математик, математика и информатик, дидактический материал по матем
Просмотров: 859 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru