Во время различных революций неоднократно
предпринимались попытки отказаться от григорианского календаря, чтобы
порвать с прошлым и организовать время в соответствии с новым видением
мира. К примеру, французский революционный календарь состоял из 12
месяцев по 30 дней, разделенных на 3 декады по 10 дней в каждой. В конце
года добавлялись 3 или 6 дней (для високосных годов). Этот календарь,
отражавший идеалы Великой французской революции, просуществовал всего
лишь с 1792 по 1804 год. Амбициозная реформа календаря имела три цели:
отвергнуть прошлый монархический режим, определить светские праздники
нового общества и упорядочить системы мер и весов, в том числе систему
измерения времени.
Во французском революционном календаре отсчет лет
начался заново, с первого года. Как указывали его авторы, теперь нельзя
было отсчитывать годы так же, как во времена угнетавшего их короля,
когда они на самом деле «не жили». С введением нового календаря началась
новая эпоха. Датой начала новой эры стал день 22 сентября 1792 года,
когда была свергнута монархия и провозглашена республика.
По счастливой случайности, день 22 сентября был днем
осеннего равноденствия. Революционеры увидели в этом добрый знак:
равенство дня и ночи стало символом всеобщего равенства людей. История
возвращалась к природе, к естественному ходу событий.
Как и новые рациональные меры длины и веса (килограмм
и метр), десятичной системе счисления подчинялся и новый календарь.
Целью авторов календаря была рационализация общественной жизни, поэтому
они стремились сделать календарь простым, понятным, точным и
универсальным. Прежняя система была признана памятником рабства и
невежества, полным отклонений — месяцы имели разную продолжительность, а
праздники приходились на разные дни. Новый календарь отражал движение
небесных тел, а все расчеты в нем производились в десятичной системе
счисления. Все интервалы времени, меньшие месяца, делились на части в
десятичной системе. Двенадцать месяцев состояли из 30 дней и делились на
интервалы в 10 дней — декады. Оставшиеся пять дней добавлялись в конце
года. Каждые четыре года к ним добавлялся еще один день. Новая система,
по сути, повторяла древнеегипетский календарь: в нем было 12 месяцев по
30 дней в каждом, которые делились на интервалы по 10 дней, а в конце
года добавлялись 3 дней.
* * *
ВЕСНА ВО ФРАНЦУЗСКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ КАЛЕНДАРЕ
Весна начиналась месяцем Жерминаль. Далее
перечислены дни этого месяца и образы, которые с ними соотносились.
Каждому месяцу соответствовал свой женский образ.
Жерминаль (21 марта — 19 апреля):
Образ Жерминаль в революционном календаре.
* * *
Революционный календарь, провозглашенный 5 октября
1793 года, имел светский характер: в нем не было воскресений — дней,
когда воздавались почести Богу, и дней почитания святых. Так как из
календаря были исключены все религиозные символы, требовалось выбрать
новую традицию, и авторы обратились к природе.
Каждый день был связан не с каким-либо святым, а с
растениями, минералами, животными (дни, оканчивавшиеся на 3) и орудиями
труда (дни, оканчивавшиеся на 0). Так, 25 декабря стал днем собаки.
Месяцы имели более поэтические названия.
Осенними месяцами (их названия оканчивались на «-ер») были Вандемьер (от лат. vindemia — «сбор винограда»), Брюмер (от французского brume — «туман») и Фример (от французского frimas — «изморозь»).
Зимними месяцами (их названия оканчивались на «-оз») были Нивоз (от лат. nivosus — «снежный»), Плювиоз (от лат. pluviosus — «дождливый») и Вантоз (от лат. ventosus — «ветреный»).
Весенними месяцами (их названия оканчивались на «-аль») были Жерминаль (от лат. germen — «побег»), Флореаль (от лат. flos — «цветок») и Прериаль (от французского prairie — «луг»).
Летними месяцами (их названия оканчивались на «-дор») были Мессидор (от лат. messis — «жатва»), Термидор (от греческого thermos — «тепло») и Фрюктидор (от лат. fructus — «плод»).
Простому народу не понравился отказ от популярных
праздников и празднеств в честь святых покровителей цехов. Стало ясно,
что революционный календарь не станет частью народной культуры. Он был
далек от общества и не был усвоен массовым сознанием, поэтому постепенно
уступил место прежнему календарю.
В VIII году революционные праздники были отменены. В X
году Наполеон Бонапарт вновь сделал воскресенье днем отдыха, чтобы
восстановить связи между церковью и революционным государством. Наконец,
15 Фрюктидора XIII года (9 сентября 1805 года) революционный календарь
был официально упразднен. Назывались две причины: он был недостаточно
рациональным и имел слишком националистический характер. Григорианский
календарь был восстановлен 1 января 1806 года, спустя. чуть больше года
после коронации Наполеона. К счастью, система мер и весов, созданная в
том же революционном духе, оказалась более успешной.
О ней мы расскажем в главе 5. |