Первый римский календарь
Рассказывают, что первый римский календарь, который
начинался весной и состоял из 304 дней, составил сам Ромул, возможно,
взяв за основу древний календарь этрусков. Так как этот год был короче
природного, к нему периодически нужно было добавлять несколько дней.
Началом летосчисления по древнеримскому календарю был 753 год до нашей
эры — год основания Рима. При указании даты по римскому календарю после
числа указывается сокращение а.и.с., что означает «ab urbe condita»
— «от основания города». Так, год 50 a.u.c. по римскому календарю
соответствует 703 году до н. э. по нашему календарю. В этом календаре
всего лишь изменено начало отсчета.
Римский календарь основывался на лунном календаре (из
него были заимствованы месяцы), однако римляне хотели адаптировать его к
смене времен года, поэтому добавили в него дополнительные дни. Как и
большинство других древних календарей, римский был полон религиозных
смыслов и отражал идеи, которые для современного человека имеют
отношение, скорее, к магии. К примеру, в римском календаре выделялись dies fasti — благоприятные дни, и dies nefasti
— неблагоприятные дни, когда, как считалось, боги пребывали в не лучшем
расположении духа и предпринимать какие-либо начинания не
рекомендовалось. Различие между dies fasti и dies nefasti напоминает различие между рабочими и выходными днями. Кроме того, выделялись специальные дни, например nefastos partem diem — особо неблагоприятные дни, когда только жрецы совершали жертвоприношения в храмах. День под названием quando stercus delatum fas предназначался для уборки храма Весты.
Этот день считался неблагоприятным до тех пор, пока храм не будет очищен и мусор не будет выброшен из дверей, метко названных Porta Stercoraria (лат. «навозные врата»). Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 17 г. н. э.)
даже написал поэму «Фасты», в которой описал месяцы года (уже по
юлианскому календарю, в котором год состоял из 12 месяцев) и указал
особые дни, праздники и связанные с ними обряды и легенды. Прочитав это
прекрасное сочинение, вы из первых уст узнаете о том, как был устроен
древнеримский календарь.
Некоторые месяцы в римском календаре были названы в честь богов и легли в основу современных названий. Месяц martius,
от которого произошло название «март», был первым месяцем в году и
посвящался богу войны Марсу, который, по легенде, был отцом Ромула. В
марте ежегодно выбирались и вступали в должность консулы, обладавшие
верховной властью в Риме в эпоху Республики, начиная с V века до н. э.
Месяц aprilis — наш апрель — был вторым
месяцем в древнеримском календаре и посвящался богине Венере.
Происхождение этого названия в точности неизвестно. Иногда
предполагается, что это слово произошло от слова aperio, что
означает «открывать», так как именно в апреле природа раскрывается во
всем своем великолепии. Есть также мнение, что слово «апрель» происходит
от латинского ареr — «кабан», животное, весьма почитаемое в
Древнем Риме. Овидий предложил свою версию, не имеющую научной ценности,
но, несомненно, очень поэтичную: он связал aprilis и «афрос» ), что на греческом означало «морская пена» — по легенде, из морской пены родилась богиня Афродита.
Наш месяц май берет свое название от римского maius. Есть мнение, что этот месяц мог быть посвящен старшим (maiores), а следующий, июнь — юношам (iuniores). Другие авторы связывают это название с именем богини Майи — одной из Плеяд и матери Меркурия.
Четвертым месяцем древнеримского календаря был junius,
по которому назван наш июнь. Помимо уже упомянутой версии существует и
другая, согласно которой этот месяц назван в честь богини Юноны, супруги
Юпитера.
Остальные месяцы из-за недостатка воображения или
излишней тяги римлян к порядку получили названия, указывавшие на их
порядковые номера в году: quintilis (пятый месяц), sextilis (шестой), september (седьмой), october (octo означает «восемь»), november (novem — «девять»), december (decem — «десять»). Месяцы martius, maius, quintilis и september имели 31 день, шесть оставшихся — 30 дней. Так был определен любопытный год продолжительностью в 304 дня.
Воинственного Ромула на троне сменил мудрый царь-жрец по имени Нума Помпилий (715 г. до н. э. — 672 г. до н. э.). Он объединил дни, которые добавлялись к концу года, в два новых месяца, januarius и februarius. Так получились привычные нам 12 месяцев. Месяц januarius
был посвящен двуликому богу Янусу, который мог смотреть сразу в две
стороны. Янус открывал и закрывал врата, поэтому иногда его изображали с
ключом в левой руке. Между прочим, слово janua и означает «дверь».
Месяц februarius был посвящен почитанию
усопших и ритуалам очищения. По всей видимости, название этого месяца
происходит от слова februa, которым обозначались подобные ритуалы.
* * *
«ФАСТЫ» ОВИДИЯ И КАЛЕНДАРЬ
Овидий с иронией писал о десяти месяцах года в
календаре, придуманном Ромулом: «Распределив времена, основатель города
Рима Установил отмечать дважды пять месяцев в год. Видимо, Ромул, война
тебе ближе была, чем светила». Далее он делает важное замечание: месяцы изначально
были взяты из лунного календаря, а также выступает с критикой в адрес
первых римлян: «Из-за того, что расчет незнаком был этим невеждам, В
счете теряли они за пятилетие — год. Год их кончался, когда десять раз
луна обернется».
Год, состоявший из 304 дней, также упоминается в
тексте Овидия и описывается весьма любопытным образом: «Довод, однако
же, есть немалый для Ромула, Цезарь; И для ошибки такой в нем оправдание
есть. Сколько месяцев мать дитя свое носит во чреве, Стольким же
месяцам быть он указал и в году».
Следует признать, что при определении календаря
велик соблазн заменить привычные астрономические рассуждения иными,
имеющими более земную природу.
Публий Овидий Назон.
* * *
Месяц januarius был посвящен многим важным
событиям: в частности, со временем он стал обозначать начало срока
службы консулов. В 154 году до н. э. власти кельто-иберского города
Сегеда в провинции Ближняя Испания, располагавшегося близ современного
города Калатаюд, решили расширить область влияния, усилить укрепления и
объединиться с соседними поселениями. Римский Сенат счел, что этот шаг
может привести к войне, и наложил вето. Жители Сегеды не подчинились
приказу, Рим объявил им войну и отправил в провинцию почти 30 тысяч
солдат под командованием консула Квинта Фульвия Нобилиора. Чтобы консул
мог прибыть в Испанию заблаговременно и кампания не растянулась до зимы,
в тот год он впервые вступил в должность в первый день месяца januarius, что с тех пор стало традицией. В результате в 154 году до н. э. оказалось на два месяца меньше обычного.
Таким образом, исходный порядок месяцев сместился на две позиции, и quintilis стал седьмым, sextilis — восьмым, september — девятым, october — десятым, november — одиннадцатым и, наконец, december — двенадцатым.
Нума Помпилий считал, что четные числа приносят
несчастье, и не терпел месяцев с четным числом дней, поэтому все месяцы,
которые в календаре Ромула состояли из 30 дней (aprilis, junius, sextilis, october, november и december), он укоротил до 29 дней, а в остальных оставил 31. Новый месяц januarius имел 29 дней, а сам по себе несчастливый februarius получил злополучное четное число дней — 28.
Продолжительность всех месяцев в сумме составляла 355
дней, что по-прежнему не вполне соответствовало смене времен года.
Чтобы исправить расхождение, каждые 2 года к календарю поочередно
добавлялось по 22 или 23 дня. Эти дни назывались mercedonius — от латинского merces, что означало «жалование» или «возмещение», так как именно в эти дни обычно выплачивалось жалование рабам.
Таким образом, продолжительность лет в четырехлетием периоде согласно римскому календарю была такой:
Первый год: 355 дней.
Второй год: 377 дней.
Третий год: 355 дней.
Четвертый год: 378 дней.
Четыре года состояли в общей сложности из 1465 дней.
Учитывая, что в нашем календаре 4 года состоят примерно из 1461 дня,
четырехлетний цикл по календарю Нумы Помпилия оказывался на четыре дня
длиннее, чем нужно. Добавлением дней mercedonius, а также определением
благоприятных и неблагоприятных дней, дней собраний, рыночных дней и
других занимались жрецы. «Монополия на время» была крайне важной, и
чтобы сохранить ее, жрецы держали правила составления календаря в
секрете. Лишь в 304 году до н. э. Гней Флавий огласил на форуме список
присутственных дней суда на год вперед. Так календарь стал доступен не
только жрецам и патрициям, но и более широкому кругу людей, который мы
сегодня называем социумом, обществом.
В каждом месяце римского календаря были три особые
даты — иды, календы и ноны, которые, по всей видимости, указывали, что
месяцы происходили из лунного календаря. Изначально календами назывались
дни новолуния, нонами — дни первой четверти луны, идами — дни
полнолуния. Когда месяцы календаря перестали связывать с фазами луны,
эти дни остались — уже не имея астрономического смысла, они сохраняли
большое практическое значение для древних римлян.
Отзвук названия «календы» слышится даже в самом слове
«календарь». Иногда можно услышать ироничное выражение «до греческих
календ», которое обозначает несуществующую дату — в греческом календаре
календ не было. Если календы обозначали первый день месяца, то иды и
ноны выпадали на разные дни в зависимости от месяца: в месяцах martius, maius, quintilis и october
ноны выпадали на седьмой день, иды — на пятнадцатый, в прочие месяцы
ноны выпадали на пятый день, иды — на тринадцатый. Другие дни римского
календаря назывались по числу дней до ближайшей особой даты (календ, ид
или нон).
|