Официальный календарь исламского мира — так
называемый календарь Хиджры. Халиф Умар ибн аль-Хаттаб постановил, что
мусульманское летосчисление начнется с 16 июля 622 года — даты Хиджры (в
переводе с арабского — «переселение») пророка Мухаммеда из Мекки в
Медину. В основе исламского календаря лежит цикл из 12 лунных месяцев.
Нечетные месяцы имеют 30 дней, четные — 29, продолжительность года
составляет 354 или 355 дней.
Мухаммед утверждал, что Аллах расположил Луну на
небосводе для измерения времени, и поэтому запретил изменять названия 12
лун года, которые имеют большое значение в сельском хозяйстве и
скотоводстве, а также наделены религиозным смыслом. Как вы увидите, 12
месяцев исламского календаря не совпадают с 12 месяцами григорианского,
поэтому мы будем называть их «первый месяц», «второй месяц», а не
«январь», «февраль» и так далее.
Год в исламском календаре начинается с месяца Мухаррам
(«священного месяца»). Название этого месяца происходит от слова
«харам» — «запретный». В этом месяце запрещено воевать. Некоторые
мусульмане весь этот месяц постятся, как и в месяц Рамадан. Мухаррам
состоит из 30 дней, первый из которых называется Рас-ас-Сана. Хотя он не
имеет особого религиозного значения, многие мусульмане в этот день
вспоминают жизнь пророка Мухаммеда и Хиджру.
Второй месяц, Сафар, имеет 29 дней. Это
название происходит от арабского «суфр» — «желтый», так как изначально
это был осенний месяц, «когда растения желтеют и увядают». Сафар
считается самым несчастливым в календаре, так как, по преданию, именно в
этом месяце Адам был изгнан из райского сада.
Третий месяц называется Раби аль-авваль. В
этом месяце мусульмане всего мира отмечают Мавлид — день рождения
пророка Мухаммеда. Большинство мусульман-суннитов считает, что точная
дата рождения Мухаммеда — двенадцатый день этого месяца,
мусульмане-шииты верят, что Мухаммед родился утром семнадцатого дня
этого месяца.
Четвертый месяц исламского календаря — Раби ас-сани. Он также называется Раби аль-ахир. Пятый месяц называется Джумада аль-уля, шестой — Джумада аль-ахира. Седьмой месяц, Раджаб, как и все нечетные месяцы, имеет 30 дней. Название этого месяца сходно с арабским словом «уважение, боязнь».
Арабы доисламского периода высоко чтили месяц Раджаб.
В течение этого месяца, как и в месяц Мухаррам, были запрещены войны.
Согласно изречению, которое приписывается Мухаммеду, тот, кто постится в
месяц Раджаб, в раю будет пить из источника жизни.
Правоверные мусульмане постятся в первую пятницу этого месяца. Шаабан — восьмой месяц года, состоящий из 29 дней. Рамадан,
девятый месяц года, когда мусульмане весь месяц постятся от рассвета до
захода солнца. Этот пост на арабском языке называется саум.
* * *
ДАТЫ МЕСЯЦА РАМАДАН ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
Исламский календарь — лунный календарь. Первым днем
месяца считается первый день после новолуния, когда после захода Солнца
можно увидеть серп луны; иными словами, новый месяц начинается спустя
два дня после новолуния. Год по исламскому календарю короче, чем по
григорианскому, поэтому создается впечатление, что дни исламского
календаря смещаются по григорианскому году. К примеру, даты месяца
Рамадан последних лет таковы:
Определить точную дату начала Рамадана очень важно,
ведь в этом месяце мусульманам необходимо соблюдать определенные обряды.
Многие мусульмане настаивают, что начало Рамадана следует определять на
глаз, вглядываясь в небо, чтобы заметить момент, когда на нем появится
первый серп луны после новолуния. Другие мусульмане руководствуются
датой и временем, заранее рассчитанными для каждого часового пояса, или
ждут официального объявления от одной из множества исламских
организаций.
* * *
Десятый месяц называется Шавваль. Его название означает «спаривание животных». Зуль-када — одиннадцатый месяц, состоящий из 30 дней. Его связывают с отдыхом. Двенадцатый месяц года — Зуль-хиджа.
Это название дословно означает «совершать паломничество». Именно в этом
месяце мусульмане совершают хадж — паломничество в Мекку. Этот месяц
имеет 29 дней в так называемые простые годы и на один больше — в так
называемые добавочные годы, о которых мы поговорим позже.
Исламский лунный год делится на 12 месяцев, состоящих
из 30 и 29 дней поочередно, без учета смены времен года. Его
продолжительность равна 354 дням, но так как 12 лунных месяцев в общей
сложности составляют 354 дня, 8 часов, 48 минут и 38 секунд, то по
прошествии 12 месяцев до первой луны нового года остается еще немного
времени. В результате расхождение за 30 лунных лет составляет примерно
11 дней. Мухаммед запретил добавлять в календарь новые месяцы, и
примерно в 639 году халиф Умар ибн аль-Хаттаб предложил оригинальное
решение этой задачи, основанное на лунных циклах продолжительностью в 30
лет. Этот цикл состоит из 19 «простых» лет по 354 дня (из 6 месяцев по
30 дней и 6 месяцев по 29 дней: 6·30 + 6·29 = 354) и 11 «добавочных» лет
по 355 дней (из 7 месяцев по 30 дней и 5 месяцев по 29 дней: 7·30 +
5·29 = 355). Так как каждые 32 лунных месяца Луна запаздывает примерно
на сутки, а к 30 годам следует добавить 11 дней, Умар ибн аль-Хаттаб
определил цикл из 30 лет (360 лунных месяцев по вавилонской традиции) и
добавил по одному дню к определенным годам по следующему правилу:
следовало пронумеровать месяцы последовательно и добавить по одному дню к
тем годам, которые содержали месяц с номером, кратным 32. Иными
словами, если мы составим последовательность чисел, кратных 32
(месяцам), то получим:
32, 64, 96, 128, 160, 192, 224, 256, 288, 320, 352.
Если теперь мы разделим эти числа на 12, чтобы определить, к каким годам следует добавить день, получим:
В следующей последовательности из 30 лет выделены годы, к которым добавляется день (в последнем месяце):
Составители исламского календаря иногда расходятся во
мнениях относительно того, какой год является добавочным — седьмой или
восьмой. Но вне зависимости от того, сколько дней в исламском году, 354
или 355, он никогда не будет равен григорианскому году из 365 или 366
дней, и 33 года по исламскому календарю (10 631 + 354 + 355 + 354 =
11694 дня) соответствуют 32 годам по григорианскому календарю (365·32 =
11680 + 8 = 11688 дней).
Рисунок персидского математика и астронома Аль-Бируни (973-1048), на котором изображены фазы Луны.
Месяцы и годы в исламском календаре приводятся в
соответствие с месяцами и годами по лунному календарю. Тем не менее по
окончании каждого 30-летнего цикла до первого новолуния следующего цикла
остается еще 16 минут 48 секунд. Это расхождение составляет всего
331/10 секунды в год и достигает одних суток лишь через 2570 лет —
достаточно долгий промежуток времени по сравнению с григорианским
календарем, где нужно пропускать три високосных года каждые 400 лет.
Дни в исламском календаре делятся на группы по семь
дней. Деление на группы не прерывается даже с началом нового года, как и
в григорианском календаре. Порядок дней недели таков: аль-ахад («первый») — воскресенье, аль-иснейн («второй») — понедельник, ас-суляса («третий») — вторник, аль-арбиа («четвертый») — среда, аль-хамис («пятый») — четверг, аль-джумаа
(«собрание») — пятница (этот день назван так потому, что пятница в
исламе считается праздничным днем, днем совместной молитвы в мечетях), ас-сабт («седьмой») — суббота.
День начинается с заходом Солнца, месяц — примерно
через два дня после новолуния, когда на небе впервые появляется серп
луны. Если мы рассмотрим разницу в днях между лунным и солнечным
календарем и обратим внимание, что год в них начинается в разные дни, то
станет понятно, почему так сложно установить соответствие между
исламским и григорианским календарем. Существуют таблицы соответствия
между годами, но для быстрых приближенных подсчетов используется
следующая формула. Выразив С («григорианский») или Н («Хиджра»), можно перейти от исламского календаря к григорианскому или наоборот:
Напомним, что 33 исламских года равны 32 годам по
григорианскому календарю, а год Хиджры соответствует 622 году по
григорианскому календарю.
В исламском календаре выделяют несколько особых дат.
Мухаммед постановил, что месяц Рамадан должен быть месяцем покаяния,
когда следует воздерживаться от еды и питья от восхода до заката Солнца,
как сказано в Коране: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую
нить рассвета от нити черной». Одни и те же месяцы в лунном календаре
выпадают на разные времена года, и если Рамадан выпадает на лето, когда
световой день длиннее, то совмещать работу и пост намного сложнее, чем
зимой, когда дни короче. Вторая особая дата — месяц Зуль-хиджа, когда
совершается паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни обязан
совершить каждый мусульманин, если он имеет на то средства и не
ограничен какими-либо особыми запретами. |