Можно рассмотреть и косую проекцию Меркатора, в
которой линия касания цилиндра и сферической модели Земли проходит вдоль
произвольного большого круга, который не является экватором или
меридианом. Косая проекция Меркатора, очевидно, также конформна:
искажения в областях, близких к большому кругу касания, малы. Благодаря
этому свойству проекция подходит для изображения областей, протяженных
вдоль выбранного большого круга.
Происхождение этой проекции не вполне ясно. Первыми
ее использовали Макс Розенмунд при составлении карты Швейцарии в 1903
году и Жан Лабор при составлении карты Мадагаскара в 1928 году. Начиная с
этого времени косая проекция Меркатора используется на картах
Американского континента и его частей, картах Евразии, Австралазии и
более мелких регионов, в частности Вест-Индии (Багамских и Антильских
островов), Гавайских островов, Новой Зеландии, Италии и Аляски. Эту
проекцию применяют Национальное географическое общество и другие службы.
XX век стал периодом развития грузового и
пассажирского транспорта. Все новые и новые авиакомпании покрывали
огромные расстояния и даже предлагали клиентам трансатлантические
перелеты. Эти маршруты по возможности прокладывались вдоль больших
кругов — чтобы сократить время в пути и сэкономить горючее.
Аэронавигационные карты — это, как правило, складные
карты, ориентированные вдоль направления, соединяющего аэропорт вылета и
аэропорт прилета, на которых узкой полосой показаны территории,
расположенные вдоль маршрута, поэтому с точки зрения картографии они не
очень интересны. Косая проекция Меркатора по своим свойствам идеально
подходит для прокладки курсов самолетов вдоль больших кругов. Так, в
1947 году Национальная служба по исследованию океана США применила эту
проекцию для составления первой аэронавигационной карты маршрута,
проходившего вдоль большого круга и соединявшего Чикаго и Гандер. В те
времена аэропорт города Гандер на острове Ньюфаундленд был обязательным
местом дозаправки при трансатлантических перелетах. На этой карте был не
только изображен маршрут вдоль ортодромы — ее также можно было
использовать для прокладки нового курса и измерения расстояний по
маршруту, так как искажения расстояний и углов на этой карте были
невелики.
Аэронавигационная карта маршрута Чикаго — Гандер, выполненная в косой проекции Меркатора.
С началом запуска спутников NASA в 1972 году эта
картографическая проекция получила новое применение. Спутники, которые
движутся по орбите, близкой к большому кругу земного шара, начали делать
снимки земной поверхности. Эти снимки отличались от полученных при
аэрофотосъемке и представляли собой результат сложного анализа земной
поверхности. Огромные массивы полученной информации требовалось
преобразовать в плоские изображения, то есть карты, с минимально
возможными искажениями. Чтобы решить задачу составления карт на основе
спутниковых изображений, Джон Снайдер, Алден Колвокорессес и Джон
Джанкинс из USGS в 1976 году разработали космическую косую проекцию
Меркатора на основе обычной косой проекции Меркатора.
|