Пьеро делла Франческа использовал метод Альберти в
своей книге «О перспективе в живописи», упростив его. Вместо
вспомогательного рисунка, как советует Альберти, он объединяет
построение продольных и поперечных линий на одном рисунке, как показано
ниже:
Схема перспективы по Пьеро делла Франческа.
(источник: FMC)
Этот метод, несомненно, упростил работу художника,
однако по сути ничем не отличался от метода Альберти, теоретические
основы которого, в свою очередь, сформулировал Брунеллески. Пьеро делла
Франческа изображает в перспективе квадрат ABCD, сторона АВ которого совпадает с нижней границей картины. Он обозначает точку зрения О',
в которой сходятся стороны квадрата, перпендикулярные картинной
плоскости. Далее он определяет на картинной плоскости поперечную прямую C'D', параллельную АВ. Вид спереди и вид сбоку накладываются. Так, линия АН является не только стороной картины, но также изображением самой картины в профиль. Точка О обозначает глаз наблюдателя, который находится на расстоянии d от картинной плоскости АН. Он проводит линию из точки О в точку В, и пересечение этой линии с прямой АН определяет положение поперечной линии C'D' относительно АВ.
Кроме того, он указывает способы представления
различных плоских фигур в перспективе. Для этого он вписывает эти фигуры
в квадрат и использует так называемый метод точек схода. Попробуем
вкратце объяснить этот метод.
Диагонали квадратов, на которые разделен пол, сходятся в так называемой точке схода — точке Q.
(источник: FMC)
Все горизонтальные линии, параллельные между собой,
вне зависимости от их положения в пространстве сходятся в перспективе в
одной точке на линии горизонта. Если эти линии образуют с картинной
плоскостью угол в 45°, как, например, диагонали квадратов, на которые
разделен пол, изображенных на предыдущем рисунке, то точка схода этих
линий будет находиться на определенном расстоянии от центра перспективы О'. Это расстояние будет равно расстоянию d от наблюдателя до картинной плоскости. Эта точка Q
называется точкой схода. Очевидно, что на линии горизонта будут
расположены две точки схода: одна справа от центра перспективы, другая
слева.
Этот метод Пьеро делла Франческа описал в своей книге «О перспективе в живописи» так, как показано ниже:
Метод точек схода, описанный Пьеро делла Франческа.
(источник: FMC)
Допустим, нужно представить в перспективе квадрат со стороной АВ, зная, на какой высоте от АВ находится точка зрения О', и расстояние d от нее до картинной плоскости. Для этого нужно провести через точку О', прямую, параллельную АВ, и продолжить ее до точки О, расположенной на расстоянии d от точки О'. Из точки О проведем линию в точку В, которая пересечет отрезок АО' в точке D'. И наконец, проведем через D' прямую, параллельную АВ, которая пересечет ВО' в точке С. ABC'D' будет перспективным изображением ABCD.
|