Метод Леона Баттисты Альберти не слишком отличался от
метода Брунеллески. Альберти изложил (довольно туманно) свой метод в
трактате «О живописи»: «Сначала там, где я должен сделать рисунок, я
черчу четырехугольник с прямыми углами такого размера, какого мне
захочется, и принимаю его за открытое окно, откуда я разглядываю то, что
на нем будет написано, и здесь же я определяю рост человека, нужный мне
для моей картины, и делю рост этого человека на три части, каждую из
которых я для себя принимаю пропорциональной той мере, которая
называется локтем».
Флорентийский локоть (braccio) — традиционная мера длины, равная 58,4 см. Таким образом, для Альберти средний рост человека равнялся 175 см.
«Этими локтями я делю нижнюю лежащую линию
четырехугольника на столько частей, сколько он их вмещает. Затем внутри
этого четырехугольника, там, где мне вздумается, я устанавливаю точку,
которая занимала бы то место, куда ударяет центральный луч, и поэтому я
называю эту точку центральной. Хорошо будет поместить эту точку над
нижней лежащей линией четырехугольника не выше роста того человека,
которого мне предстоит написать, ибо таким образом как зритель, так и
видимые написанные вещи кажутся находящимися на одном уровне. Итак,
поместив центральную точку, как я сказал, я провожу из нее прямые линии к
каждому делению на лежащей внизу линии четырехугольника. Эти
проведенные линии показывают мне, каким образом изменяется каждое
поперечное протяжение, как бы уходя в бесконечность».
Четырехугольник Альберти.
(источник: FMC)
Схема, которую описывает Альберти, выглядит так, как показано на следующем рисунке.
Схема перспективы по Альберти.
(источник: FMC)
Картинная плоскость π', на которой расположено «окно», не совпадает с плоскостью π,
а параллельна ей. Поэтому предметы на картине по размеру не совпадают с
реальными, а изображены в определенном масштабе. Масштаб художник
выбирает тогда, когда определяет, какой размер будет иметь изображение
человека на картине. Когда воображаемая пирамида с вершиной в точке
зрения О и основанием ABCD пересекает картинную плоскость, образуется трапеция A'B'C'D'. Проекцией точки О на картинную плоскость будет точка О', так называемый центр перспективы. Для изображения поперечных линий в перспективе Альберти предлагает следующий метод:
«Я беру маленькую площадь, провожу на ней прямую
линию и делю ее на части, подобные тем, на которые разделена лежащая
нижняя линия четырехугольника. Затем наверху я ставлю точку, на той же
высоте от этой линии, на которой я помещал в четырехугольнике
центральную точку над его нижней линией, и из этой точки я провожу линии
к каждому делению, обозначенному на первой линии. Затем я произвольно
устанавливаю расстояние глаза от картины и провожу, как говорят
математики, перпендикулярную линию, пересекающую любую встречную линию.
<…> Эта перпендикулярная линия при пересечении с другими линиями
дает мне, таким образом, последовательность всех поперечных протяжений. И
таким образом у меня в картине оказываются обозначенными все параллели,
то есть квадратные локти пола».
Построения, описанные Альберти, можно представить на следующем рисунке:
Вспомогательный рисунок для метода Альберти.
(источник: FMC)
Проведем отрезок A'D' и разделим его на столько же частей, что и основание четырехугольника. Выберем точку Р, куда мы хотим поместить наблюдателя, и обозначим точку О на перпендикуляре, опущенном в точку Р. Расстояние ОР равно расстоянию между центром перспективы и основанием четырехугольника. Точки пересечения линии А'Н и лучей зрения, соединяющих точку О с отметками на отрезке A'D', определят, где будут проходить поперечные линии:
Чтобы изобразить квадраты, на которые разделен пол,
достаточно перенести эти точки на картину, как показано на рисунке выше.
Альберти в качестве доказательства правильности своего метода
предлагает провести диагональ одного из квадратов и убедиться, что ее
продолжение совпадет с диагоналями соседних квадратов.
* * *
АЛЬБЕРТИ. РАЗНОСТОРОННИЙ ГУМАНИСТ
Возможно, Леон Баттиста Альберти (1404–1472)
вместе с Леонардо да Винчи является одним из ярчайших разносторонних
художников Возрождения. Он был архитектором, математиком, гуманистом и
поэтом, а также занимался криптографией, лингвистикой, философией,
музыкой и археологией. Он принадлежал к богатому семейству флорентийских
торговцев и банкиров, нашедших убежище в Генуе. Он учился в Венеции,
затем в Падуе, после чего перешел в Болонский университет, где начал
изучать право. Там же он обучился музыке, живописи, скульптуре,
математике, философии и греческому языку. Он был очень плодовитым
писателем и создал множество работ как на латыни, так и на тосканском
языке, ярым защитником которого он являлся. Он был другом Донателло и
Брунеллески, которому посвятил свою книгу «О живописи». Во Флоренции он
работал архитектором и преимущественно выполнял заказы торговца и
гуманиста Ручеллаи, который, помимо прочего, в 1446 году повелел ему
завершить работы над фасадом церкви Санта-Мария-Новелла, прекращенные в
1365 году, когда были построены аркады первого уровня. Альберти также
спроектировал палаццо Ручеллаи и часовню Гроба Господня флорентийской
церкви Святого Панкратия. В 1450 году он спроектировал храм Малатесты в
Римини, а также церковь Сан-Себастьяно в Мантуе.
Альберти — автор нескольких важных трактатов. Он
считал, что архитектор выполняет скорее математическую функцию: он
создает, придает пропорции. Работу прораба выполняют его ученики,
которые решают задачи на месте, архитектор же — тот, кто изобретает.
Помимо трактата «О живописи», созданного во Флоренции в 1436 году, в
1452 году в Риме он написал «Десять книг о зодчестве» — трактат об
архитектуре, сформировавший основы зодчества эпохи Возрождения. Чтобы
объяснить, почему мы считаем что-то красивым, Альберти вводит в этой
книге термин concinnitas, который мы переведем как «точная пропорция»,
то есть отсутствие излишков и недостатков.
Леон Баттиста Альберти. Портрет кисти Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Флоренция.
(источник: FMC)
|