В XVII веке представления математиков о пространстве
начали видоизменяться. Были предприняты попытки дать ему более точное
определение на основе идей Платона. Декарт определял пространство так:
«… в воображаемой математической материи, в
пространстве, неограниченно простирающемся в длину, ширину и высоту или
глубину, делимом на разные части, которые могут иметь различные формы и
величины и перемещаться во всех направлениях».
(Декарт, 1637)
Ньютон, в свою очередь, выдвинул идею «абсолютного пространства»:
«Абсолютное пространство по своей природе, без связи с чем-либо внешним, всегда остается неизменным и неподвижным».
(Ньютон, 1687)
Как мы уже говорили, оба эти определения отражают
одну и ту же парадигму пространства как содержащего все сущее, однако
являются более абстрактными и четкими. Однако пространство по-прежнему
было связано с природой и содержало исключительно реальные предметы, то
есть те, что можно постичь органами чувств. Тем не менее это уже
абстрактное пространство, которое существует независимо от объектов, в
нем содержащихся, и может быть проанализировано геометрически.
Пабло де Вальядолид
Картина Веласкеса, которую мы рассмотрим с точки
зрения математики, и определение пространства, данное Декартом, были
созданы одновременно и по сути схожи. Фон картины Веласкеса очаровывает,
поскольку не является реальным, то есть изображает не что-то
конкретное, а абстрактное пространство само по себе. Хосе
Ортега-и-Гассет, размышляя о фоне этой картины, писал:
«Эти краски не изображают какой-либо объект,
реальный или воображаемый, четкий или расплывчатый. На фоне не
изображены ни предмет, ни одна из стихий. Это не земля, не вода и не
воздух. Автор, нанеся эти краски на холст, хотел исключить из нашего
поля зрения любые формы и фигуры, отвлечь наше внимание от всего, кроме
фигуры шута. С этой целью он закрасил холст однородно и единообразно,
так что ничто не отвлекает и не привлекает внимания, и, кроме того, он
использует светло-бурый цвет, созданный в мастерской исключительно с
целью воплотить художественный прием: выделить фигуру Пабло, ее объем и
материальность <…>».
Три картины, авторы которых вдохновлялись работой Веласкеса «Пабло де Вальядолид». Слева направо: «Рувье в роли Гамлета» Эдуарда Мане (1865–1866), Национальная галерея искусств, Вашингтон: «Франсиско Кабаррюс» Франсиско Гойя (1788), Банк Испании, Мадрид;«Флейтист» Эдуарда Мане (1866), музей Орсе, Париж.
Он добавляет:
«Остановимся ненадолго на том, почему можно считать,
что эта картина Веласкеса выполнена в духе реализма. Даже признав на
мгновение, что эта характеристика применима к персонажу, она неприменима
к картине, поскольку картина — это не только фигура, но и фон, а этот
фон не только не реалистичен, но даже не ирреалистичен, а умышленно и
очевидно де-реалистичен, так как в нем уничтожено все, что может
напоминать реальный предмет».
Пока что мы полностью согласны с комментарием Хосе
Ортеги-и-Гассета, изложенным несколько поучительным тоном. Тем не менее
придерживаясь математической точки зрения, мы позволим себе не
согласиться с его выводом:
«Веласкес хотел создать ничто вокруг Пабло, окружив
его чем-то произвольным, воображаемым, что представляет собой плод
художественного эксперимента».
Ничто, которое окружает Пабло де Вальядолида, — не
что-то «произвольное и воображаемое», а пространство само по себе,
изображенное в соответствии с математическими представлениями того
времени. Веласкес изобразил его не так, как ему заблагорассудится, а в
строгом соответствии с нормами. Это пространство Декарта и Ньютона,
гениально изображенное минимумом художественных средств, почти не
имеющее цвета и тени, непрерывное, бесконечное, неподвижное, не
связанное с чем-либо внешним, на котором выделяется фигура Пабло де
Вальядолида.
Если мы рассмотрим эту картину с точки зрения
математики, то увидим, что на втором плане изображено то, что раньше
можно было лишь представить, но невозможно нарисовать: само
пространство. Поэтому «мы видим его как бы в грезах и утверждаем», что
Пабло де Вальядолид «обязательно имеет свое место и занимает свое
положение в пространстве» и по этой причине «этот человек, одетый в
черное, полон жизни».
По другую сторону картины Веласкеса
Приведенный нами обзор представлений о пространстве,
начиная с Пифагора и заканчивая Ньютоном, разумеется, неполон. Начиная с
XVII века и до наших дней математика и искусство непрерывно
развиваются, причем это происходит приблизительно одновременно.
Если на картине «Пабло де Вальядолид» Веласкеса
изображено декартово пространство в трактовке Ньютона, то авангардисты
первой трети XX века и математики этого периода начали рассматривать
новые представления о пространстве как о множестве точек и их
взаимосвязей, где под точкой понимается любой объект, а под взаимосвязью
— любая связь между этими точками.
|