Мазаччо, следуя пути Джотто в искусстве и используя
метод Брунеллески, первым смог добиться глубины и реалистичности
изображения. Его работы, созданные в период возврата к классическому
искусству и обновления скульптуры, возглавляемого Донателло, отличаются
динамичностью. В его картинах повседневная жизнь флорентийцев
(«история», как ее называл Альберти) тесно связана с божественным.
Прекрасным примером этих изменений в искусстве
являются фрески капеллы Бранкаччи, над которыми он начал работу
совместно с Мазолино да Паникале, впоследствии завершенные Филиппино
Липпи. На стенах капеллы мы видим смешение стилей и постепенный переход
от позднего средневековья Мазолино к возрождению Мазаччо и позднее к
сочетанию этих направлений. В этом же стиле работал и Липпи.
В этом же духе Мазаччо задумал «Троицу» (заказчик
неизвестен) — фреску огромных размеров на левой стене флорентийской
церкви Санта-Мария-Новелла. Работы длились с 1426 по 1428 год.
Возможно, эта фреска стала для него последней, так
как он скоропостижно скончался летом 1428 года во время путешествия в
Рим в возрасте 27 лет, всего шесть из которых он активно занимался
творчеством. Именно в «Троице» влияние метода перспективы Брунеллески
прослеживается наиболее четко. Картина, изображенная на стене
великолепной капеллы, нарисована так, что кажется зрителю абсолютно
реальной.
Мазаччо. «Троица» (1426–1428).
В капелле, изображенной на картине, также
прослеживается влияние архитектурного стиля Брунеллески, однако Мазаччо
раскрасил арку в розовый цвет, отказавшись от традиционного для
Брунеллески серого камня. По бокам этой арки, поддерживаемой двумя
ионическими колоннами, расположены два коринфских пилястра с капителями
такого же розового цвета. Капелла завершается бочарным сводом,
украшенным квадратными кессонами.
Точка схода линий, изображенных в перспективе,
расположена удивительно низко. Напомним, что она должна располагаться на
уровне глаз зрителя, который входит в церковь и смотрит на картину. При
ином расположении точки схода не возникает ощущения, что изображенная
на картине капелла реальна. Также в перспективе изображены Дева Мария и
Святой Иоанн, на которых, как и на купол, зритель смотрит снизу вверх.
Они стоят параллельно колоннам и пилястрам, обрамляя центр композиции,
где изображен Христос, распятый на кресте.
В верхней части композиции выделяется центральная ось
симметрии, совпадающая с вертикальной линией креста. На ней
располагается точка схода. Эта ось симметрии также делит пополам фигуру
Бога Отца, протягивающего руки к креcту, и Святого Духа, изображенного в
виде голубя, парящего между Христом и Богом Отцом. По обе стороны от
этой оси симметрично относительно нее попарно расположены четыре фигуры:
Дева Мария и Святой Иоанн — на переднем плане, поодаль — два
коленопреклоненных донатора.
Композиция представляет собой равносторонний
треугольник, символизирующий святую троицу. Не углубляясь в вопросы,
связанные с геометрией композиции, заострим внимание лишь на некоторых
из них, например на треугольнике, в основании которого изображены
донаторы, а в вершине — голова Бога Отца. Другой треугольник образуют
гвозди, которыми руки и ноги Христа прибиты к кресту. Еще один
треугольник образуют глаза Марии, Христа и Святого Иоанна.
Более важным в нашем понимании является чередование
синего и красного цветов, нарушающее доминирующую осевую симметрию, что
придает картине динамичность и акцентирует внимание на глубине, умело
переданной перспективным изображением архитектурных элементов.
Точка схода при изображении в перспективе расположена очень низко.
Некоторые примеры использования равносторонних треугольников при построении композиции.
Чередование синего и красного цветов в композиции.
Так, ярко-красный цвет туники и головного убора
донатора слева внизу визуально соединяется с более нежным красным цветом
одеяния Святого Иоанна справа; далее, вновь слева, — с цветом туники,
накинутой на плечо Бога Отца, и, наконец, справа — с одним из красных
кессонов, изображенных на потолке купола, которые чередуются с кессонами
синего цвета в шахматном порядке. Таким образом передается восходящее
движение, траектория которого сближается с осью симметрии.
Синий цвет симметрично чередуется с красным:
воображаемая линия соединяет тунику донатора, одеяние Девы Марии,
накидку на плече Бога Отца и заканчивается на кессоне синего цвета,
симметричном предыдущему относительно центральной оси.
Осевая симметрия разбивается «смещением» чередующихся цветов, которые поднимаются вверх вдоль центральной оси симметрии.
Симметрия также нарушается в нижней части композиции, где изображен скелет, отделенный панелью алтаря. Надпись над ним гласит: Lo fu gia quel che voi sete: e quel chi son voi ancor sarete («Я был тем же, что и вы, но и вы станете тем же, чем стал я»).
Этот скелет и горсть земли под крестом отсылают к
библейской традиции, по которой углями страстей Христовых были угли от
дерева, выросшего на могиле Авеля.
Мы рассказали о первой оси симметрии, которая
подчеркивает композицию и акцентирует ее силу. Другая ось,
перпендикулярная ей, на которой расположены коленопреклоненные донаторы,
определяется пересечением плоскости алтаря с картинной плоскостью.
Третья ось, перпендикулярная первым двум, несомненно, является главным
лучом зрения наблюдателя, глаза которого расположены на той же высоте,
что и точка схода.
Плоскости, перпендикулярные последней оси, четко
отделяют друг от друга три плана картины. На ближнем плане, снаружи
арки, преклонили колени донаторы.
Далее изображены три библейских персонажа: Святой
Иоанн, Дева Мария и Христос, которые располагаются на одну ступень выше.
Далее, в глубине картины, вблизи оси симметрии и чуть выше, растворяясь
в фоне, изображены голубь и Бог Отец, протягивающий руки к кресту,
стоящий на возвышении красного цвета.
Если мы будем трактовать эти оси как декартовы оси
координат, то есть перенесемся из XV века, когда жил Мазаччо, в XVII, во
времена Декарта, и обозначим за у ось, расположенную в глубине картины, то каждая из трех описанных нами плоскостей будет задаваться уравнением вида у = kj, где j = 1, 2 и 3. Так, плоскость, на которой находятся донаторы, будет задаваться уравнением у = k1, плоскость креста — у = k2; плоскость, на которой изображен Бог Отец, — у = k3
Каждой плоскости соответствуют разные моменты времени. Можно установить, что k1 соответствует 1428 год (см. иллюстрацию слева), когда Мазаччо завершил работу и когда жили донаторы, оплатившие ее. Плоскость k2
соответствует 33 году (очевидно, после Рождества Христова), когда, по
Библии, был распят Христос (см. центральную иллюстрацию). Значение k3 определяющее положение плоскости, на которой изображен Бог Отец, с точки зрения богословия корректнее принять равным (см. иллюстрацию справа).
Рассечение пространства картины «Троица» Мазаччо плоскостями, параллельными картинной плоскости и перпендикулярными временной оси. Слева — плоскость, датируемая 1428 годом; в центре — плоскость, датируемая 33 годом; справа — бесконечно удаленная плоскость.
Однако мы перечислили не все временные плоскости. Существует и четвертая, задаваемая уравнением у = k0, которая на первый взгляд остается незамеченной.
Как следует из уравнения этой плоскости, она
параллельна предыдущим и картинной плоскости и, как следствие,
перпендикулярна временной оси. На ней располагается зритель, пришедший
посмотреть на «Троицу» в церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Мы
находимся ниже остальных героев картины, то есть в соответствии с нашим
положением: ниже богов и знати. Уравнение этой плоскости в соответствии с
вышеизложенным будет выглядеть как у = 2014 (где 2014 — год, в котором мы смотрим на картину).
Однако когда мы смотрим на «Троицу» Мазаччо,
изображенную на страницах этой книги, то находимся в некотором роде на
другой плоскости, также виртуальной, которую можно в метафорическом
смысле считать симметричной плоскости, на которой изображен Святой Дух,
относительно картинной плоскости. Мы как читатели находимся в некоторой
неопределенной точке, координата которой стремится к .
Мазаччо гениальным образом предвидел это: он включил нас в картину не
просто как зрителей, но как персонажей, которые наблюдают за ней и
занимают определенное место в композиции.
* * *
МАЗАЧЧО, ТЕРРИБИЛИТА И ПЕРСПЕКТИВА
Художник эпохи кватроченто Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, которого все называли Мазаччо (1401–1428),
прожил недолгую жизнь, но сыграл решающую роль в истории искусства.
Считается, что он первым применил в живописи законы перспективы,
открытые Брунеллески. Мазаччо родился в Ареццо и в пять лет остался
сиротой. Начав обучаться живописи в родном городе, в котором он создал
свои первые работы, он переехал во Флоренцию, где подружился с Донателло
и Брунеллески, а также с представителями гуманистической среды города.
Первая работа, приписываемая Мазаччо, — триптих из
церкви Святого Ювеналия, датируемый 23 апреля 1422 года. Вскоре Мазаччо
совместно с Мазолино начал работу над фресками капеллы Бранкаччи церкви
Санта Мария дель Кармине. В 1426–1428 годах он создал фреску «Троица» в
церкви Санта-Мария-Новелла. В 1428 году он переехал в Рим по приглашению
кардинала Бранда Кастильоне, который поручил ему украсить церковь Сан
Клементе, бросив работу в капелле Бранкаччи, которую 70 лет спустя
завершил Филиппино Липпи. В Риме он работал над полиптихом для церкви
Санта-Мария-Маджоре, из которого до нас дошла картина «Святой Иероним и
Иоанн Креститель», находящаяся в настоящее время в Лондонской
национальной галерее. Мазаччо умер в Риме осенью 1428 года.
Работы Мазаччо выделяются тем, что в них
используется научный подход к перспективе. В рамках этого подхода
понятию пространства придается новое значение. Математическая
перспектива вкупе с экспрессивностью персонажей и особой работой со
светом входит в число важнейших элементов художественного языка эпохи
Возрождения.
Автопортрет Мазаччо в капелле Бранкаччи, Флоренция.
(фотография: FMC)
|