После того как были разработаны математические методы
изображения в перспективе, их вскоре начали использовать многие
художники. Идеи Альберти, изложенные в книге «О живописи»,
распространились по всей Италии. Даже авторитетные художники без
колебаний изменяли своему стилю и начинали применять новую технику. Для
этого они изучали математические методы, необходимые для использования perspectiva artificialis.
В этом смысле интересно сравнить две картины Фра Анджелико (1390–1455),
одна из которых была создана до того, как распространился новый стиль, а
вторая — спустя некоторое время, когда техники перспективы уже
применялись повсеместно.
Кортонский триптих Фра Анджелико (1436–1437), хранящийся в музее Диочезано (Кортона, Италия).
Речь идет, во-первых, о кортонском триптихе,
созданном с 1436 по 1437 год. В нем можно увидеть попытки использования
перспективы, но тем не менее эта работа принадлежит к готической
традиции. Ее характерными признаками являются позолоченный фон, по сути,
плоское изображение, строгие, неподвижные герои картины. Трехмерность
слегка проявляется в изображении пола, где по обеим сторонам алтаря
расположены святые, а также в центральной панели, на изображении
балдахина и ступеней клироса, на которых сидит Дева Мария. В этой
картине использована интуитивная перспектива. Точки схода линий верхней
части и линий пьедестала не совпадают. Трехмерность пространства еще не
выражена, персонажи не отделены от плоского и однородного позолоченного
фона. Очевидно, что на момент создания этой работы Фра Анджелико еще не
были известны методы, изложенные в трактате Альберти.
Несколько лет спустя, в 1450 году, Фра Анджелико,
вероятно, по заказу Медичи создает украшения алтаря для францисканского
монастыря Боско аи Фрати в Муджелло близ Флоренции. Тема картины та же —
Богоматерь со святыми (sacra conversazione), однако она написана
в совершенно ином стиле. Сразу же бросается в глаза использование
математических законов перспективы Альберти. Картина обладает глубиной.
Персонажи в пространстве картины общаются между собой. Фон не плоский —
на нем заметен рельеф, тени, объем. Композиция изменилась: она уже не
распадается на отдельные элементы, а является гармоничной и передает
диалог. Благодаря реалистичности картины зритель в некотором роде
становится ближе к месту действия и персонажам, так как они уже не
выглядят далекими и лишенными эмоций.
Фра Анджелико. Алтарь францисканского монастыря Боско аи Фрати (ок. 1450). Муджелло, Италия.
Перспектива Альберти имела абсолютный успех. За
несколько лет представления о живописи полностью изменились. Идеи
Альберти основывались на математических законах (сам он заявлял, что
художник должен изучать геометрию), и представление о профессии
художника совершенно изменилось: он перестал быть наемным ремесленником и
стал гуманистом. Итальянская знать эпохи Возрождения зазывала к себе
художников и ученых, причем не только для выполнения работ на заказ, но и
для участия в дворцовых приемах и даже для консультаций по политическим
вопросам. Художник перестал быть простым ремесленником, умеющим
рисовать, и стал образованным человеком, знающим философию и умеющим
высказать свое мнение о ней, знакомым с трудами Евклида, который выражал
свои идеи и видение окружающего мира посредством своего искусства.
* * *
ВРЕМЕННАЯ ОСЬ
В этой главе мы рассказали о нескольких исторических
личностях, благодаря которым искусство и математика оказались
неразрывно связанными. Все они жили в один и тот же период времени, что
показано на графике.
История, рассказанная нами в начале этой главы,
могла произойти примерно в 1416 году. Брунеллески на тот момент было 39
лет, Гиберти — 38, Донателло — 30, юному Мазаччо — 15. Альберти,
которому было всего 12, в то время со своей семьей находился в изгнании.
|