Как мы уже говорили в предисловии, цель этой книги —
не развернуть сухое и скучное обсуждение эстетической ценности
математики, а продемонстрировать на примерах некоторые основные принципы
математической красоты. К этому мы сейчас и приступим.
Вы уже знаете, как сложно увидеть красоту, сокрытую в
математических рассуждениях. Похожие сложности возникают в попытках
оценить эстетику литературы. Однако литература описывает природу
человека, что несколько упрощает ее восприятие: эмоции намного ближе,
понятнее и поэтому интереснее нам, чем холодность прямоугольного
треугольника или экзотичность простого числа. Однако математика также
имеет эмоциональную составляющую, причем более интенсивную и важную, чем
можно предположить. Об этом мы поговорим в следующей главе.
Мы, математики, должны уметь использовать эмоции в
той же степени, что и писатели, и переводить на математический язык,
пусть и с необходимыми оговорками, некоторые приемы из арсенала
романистов. Расскажем об одном из таких приемов.
Одна из главных целей любого романа и, возможно, его
основное достоинство заключается в том, чтобы показать богатство,
разнообразие и сложность человеческой природы. В XX веке возник
стилистический прием, позволяющий достичь этой цели, — это изображение
человеческого муравейника, в который неизбежно превращается любой
большой город, и плотной сети взаимоотношений между его жителями. Так
родились романы с великим множеством персонажей, изображавшие сложность
кишащего людьми мегаполиса; эти персонажи в романе, кажется, никак не
пересекаются друг с другом, но постепенно скальпель автора рассекает
реальность и обнаруживает плотную сеть удивительных взаимосвязей между
героями. К жемчужинам этого стиля принадлежат «Манхэттен» (1925)
американского писателя Джона Дос Пассоса и «Улей» (1951) испанского
писателя Камило Хосе Села, лауреата Нобелевской премии по литературе, в
котором описывается 296 воображаемых и 50 реальных персонажей, хотя
большинство из них появляются на сцене лишь ненадолго.
В математике достаточно часто случается так, что
различные законы и теоремы кажутся далекими друг от друга, однако в
итоге между ними обнаруживается неразрывная связь. Математика
представляет собой единое целое, и часто всего один взгляд под
правильным углом или одна блестящая идея позволяют связать и объединить
результаты, которые, на первый взгляд, никак не связаны между собой. Как
и в романах «Манхэттен» и «Улей», демонстрация этого богатства скрытых
взаимосвязей позволяет ярче выразить красоту математики. Хорхе
Вагенсберг в своей книге «Интеллектуальное наслаждение» отмечает, что
поиск общего принципа в различном — важнейший источник эстетического
удовольствия: «Понять, что две вещи, по сути, различные, есть в конечном
итоге одно и то же, — основа понимания и редкого интеллектуального
наслаждения». Оставшуюся часть этой главы мы посвятим примеру,
доказывающему истинность этого суждения.
|