Хаусдорф преподавал в университетах Лейпцига
(1902–1910), Грайфсвальда (1913–1921) и Бонна (1910–1913 и 1921–1935). В
марте 1935 года Хаусдорф вышел в отставку. Ему было уже 67, и, как он
сам предвидел за несколько лет до этого, многое в Германии начало
меняться.
30 января 1933 года Пауль фон Гинденбург, занимавший в
то время пост президента Германии, назначил 43-летнего Адольфа Гитлера
рейхсканцлером. Национал-социалистическая партия по итогам выборов в
июле 1932 года получила 230 мест в парламенте — большинство, хотя и не
абсолютное. На выборах в марте 1933 года нацисты получили 288 мест, что в
сумме с 52 креслами, принадлежавшими Немецкой национальной народной
партии, позволило Гитлеру взять под контроль парламент, состоявший из
647 депутатов. Последующее исключение и арест 81 депутата от
коммунистической партии и подкуп центристов позволили Гитлеру взять под
контроль две трети парламента, провозгласить Третий рейх и захватить
абсолютную власть в стране.
Верный антисемитским убеждениям, Гитлер не замедлил
претворить в жизнь первые законы об этнических чистках. 1 апреля 1933
года был объявлен бойкот магазинов и предприятий, принадлежащих евреям.
Неделей позже, 7 апреля, был принят закон о реформе государственного
управления, запрещавший евреям занимать государственные должности. Все
евреи, которые на момент принятия закона занимали подобные должности,
были уволены.
В то время в немецких университетах работали 200
преподавателей математики, из них 98 профессоров. 35 преподавателей, из
них 15 профессоров, были уволены. Среди уволенных 30 были «в большей или
меньшей степени» евреями. В 1935 году число уволенных преподавателей
достигло 60. За этим числом скрывались 60 трагедий, 60 подлостей, 60
человек, 60 семей, многие из которых были уничтожены.
Однако под действие закона от 7 апреля не попадали
евреи, которые проявили себя как патриоты Германии, например те, кто
участвовал в Первой мировой войне.
Именно поэтому закон не распространялся на Хаусдорфа.
Он никогда не скрывал еврейского происхождения и не акцентировал
внимание на религиозных вопросах в своем творчестве. Когда он писал о
религии, он чаще обращался к религиям Востока, а не к иудаизму и
христианству.
Супруга Хаусдорфа, Шарлотта Голдшмидт, на которой он
женился в 1899 году и которая родила ему дочь, в юности приняла
лютеранскую веру.
Хотя Хаусдорф вскоре увидел очертания будущей
нацистской угрозы — когда Гитлер заполучил 230 мест в парламенте, он
сказал: «В будущем всё будет совершенно иначе», — ученый не пытался
покинуть Германию. Лишь в письме Рихарду Куранту (1888–1972) в 1939 году Хаусдорф упомянул о возможности занять должность исследователя в Нью-Йорке.
* * *
КУРАНТ, ГИЛЬБЕРТ И ГЁТТИНГЕН
Рихард Курант, который, как и Хаусдорф, был немецким
евреем, покинул Германию в 1933 году. Несмотря на то что многие
выдающиеся люди со всего мира обратились в Гёттингенский университет с
просьбами сохранить его в должности, несмотря на то что он был
превосходным ученым, 13 апреля 1933 года Курант был уволен по обвинению в
принадлежности к социалистической партии. Парадоксально, но это в итоге
спасло ему жизнь. В 1936 году Куранту удалось получить место в
Нью-Йоркском университете. Там он создал Институт математических наук,
один из наиболее престижных в мире, который с 1964 года носит его имя.
Случай Куранта, разумеется, был не единственным в Гёттингене.
В результате новой этнической политики Третьего
рейха Гёттингенский университет покинули ученые масштаба Куранта,
Эдмунда Ландау, Эмми Нётер и Германа Вейля — и этот список далеко не
полон. Многие из них были учениками Давида Гильберта, который не
допускал никаких предрассудков и при выборе учеников не принимал в
расчет пол, расу и национальность. Приложив огромные усилия, Гильберт
сделал Гёттинген центром мировой математики. Всего за несколько месяцев
его усилия были сведены на нет. «Когда я был молод, — сказал Гильберт,
которому в то время был 71 год, — я решил, что никогда не повторю фразу,
которую слышал от стольких пожилых людей: "Раньше было лучше, чем
сейчас". Я решил, что никогда не произнесу этой фразы в старости. Однако
сейчас у меня нет другого выхода, и я вынужден произнести ее».
Давид Гильберт остался работать в
Геттингенском университете несмотря на так называемую чистку 1933 года,
после которой должностей лишились многие исследователи. Выдающийся
математик скончался десять лет спустя.
* * *
Возможно, если бы Хаусдорф лишился должности в
Боннском университете, его судьба и судьба его жены сложилась бы иначе.
Однако Хаусдорф не подпадал под действие закона от 7 апреля: в юности,
сразу после окончания учебы, он несколько лет отслужил добровольцем в
немецкой пехоте. Поэтому он продолжил занимать должность преподавателя,
пока не вышел в отставку по возрасту в марте 1935 года.
Однако его мучения только начинались. В апреле 1941
года коллега Хаусдорфа так писал о нем и его жене: «Дела у Хаусдорфов
идут сравнительно неплохо, хотя, естественно, они не могут избежать
издевательств и волнений, вызванных непрекращающимися антисемитскими
законами. Их денежные обязательства и повинности столь высоки, что они
не могут прожить на пенсию и вынуждены тратить сбережения, которые, к
счастью, всё еще сохранились. Кроме того, их обязали сдать государству
часть жилья, где теперь живет много людей. […] Есть и несомненно
утешительные новости: некий музыкант по-прежнему приходит к ним, чтобы
сыграть с Хаусдорфом; это приносит в их дом хоть какую-то радость».
В октябре 1941 года Хаусдорфов обязали носить звезду
Давида, а в конце года они получили извещение о депортации в Кёльн —
последний шаг перед отправкой в концентрационные лагеря в Польше. После
Нового года угроза отступила, однако ей на смену пришла новая: в
середине января им было сообщено, что 29 числа того же месяца они будут
высланы в пригород Бонна Эндених. Затем их вновь ожидал лагерь смерти.
Сохранилось письмо Хаусдорфа, написанное в воскресенье, 25 января 1942 года. В нем ученый писал: «Auch Endenich ist noch vielleicht das Ende nicht». В этой фразе обыгрывается схожесть слова Endenich — названия боннского пригорода — и слов Ende и nicht,
которые означают «конец» и «нет»: «Возможно, Эндених еще не станет для
нас концом». Хаусдорф, который увлекался музыкой, наверняка знал, что в
Энденихе находилась психиатрическая больница, где композитор Роберт Шуман (1810–1856)
провел в заключении два последних года жизни. Это было дурным
предзнаменованием, и фраза: «Возможно, Эндених еще не станет для нас
концом» стала грустным каламбуром. Этот каламбур оказался преисполнен
жестокой иронии, поскольку Хаусдорф решил покончить жизнь самоубийством:
«К тому моменту, когда вы прочтете эти строки, — писал он в том же
письме от 25 января, — мы уже решим нашу проблему, однако, возможно, мы
примем решение, от которого вы неустанно отговаривали нас. […] То, что
было сделано против евреев в последние месяцы, стало для нас в высшей
степени невыносимым, поскольку мы оказались в невозможных условиях […]
Передайте самую сердечную благодарность господину Майеру за всё, что он
для нас сделал, а также за то, что он, вне сомнения, сделал бы в
будущем. Мы искренне изумляемся успехам его организации, и если бы с
нами не случилось это несчастье, мы обязательно обратились бы к нему. Он
наверняка вызвал бы в нас чувство относительной защищенности, хотя, к
несчастью, она по-прежнему была бы лишь относительной (здесь Хаусдорф
был прав: адвокат Майер погиб в Аушвице) […] Если это возможно, мы бы
хотели, чтобы наши тела были кремированы; с этой целью я прилагаю к
письму три завещания. Если же это будет невозможно, пусть господин Майер
или господин Голдшмидт сделают всё, что в их силах (учтите, что моя
жена и невестка — лютеране). Используйте сумму, уже внесенную нами в
счет оплаты: моя жена уже оплатила расходы на похороны на протестантском
кладбище (все документы вы найдете в ее спальне). Остаток суммы внесет
моя дочь Нора. Простите нас за то, что мы доставили вам неудобства, в
том числе после нашей смерти. Я убежден, что вы сделаете всё возможное и
что мы не просим слишком многого. Простите нам наше бегство! Мы желаем
вам и всем нашим друзьям лучшего будущего».
В этом письме, написанном за несколько часов до
самоубийства, чувствуется, что обстоятельства застали Хаусдорфа
врасплох. Он писал о самоубийстве несколько раз, и, возможно, эти
размышления помогли ему принять тяжелое решение, однако никто не может
знать, когда придет последний час. В 1899 году Хаусдорф написал эссе
«Смерть и возвращение», на которое оказали большое влияние мысли Ницще о
«свободной смерти». В прощальном письме Хаусдорфа, написанном утром в
день самоубийства, отчетливо прослеживаются отголоски заповедей
Заратустры. «Умри вовремя!» — словно кричат строки письма Хаусдорфа, как
если бы он своим достойным поведением хотел показать, что «своею
смертью умирает совершивший свой путь, умирает победоносно». Хаусдорф не
был готов «повесить сухие венки в святилище жизни», поэтому он выбрал
«свободную смерть, которая приходит ко мне, потому что я хочу».
В тот же день Хаусдорф, его жена Шарлотта и ее сестра
Эдит приняли смертельную дозу барбитала. По-видимому, их последнее
желание было исполнено: их тела были кремированы, а прах захоронен на
кладбище Поппельсдорф.
Могила Феликса Хаусдорфа, его жены Шарлотты, свояченицы Эдит, дочери Леноры и ее мужа на боннском кладбище Поппельсдорф.
|