Если какую-то игру и можно назвать царицей игр, то
этого титула, несомненно, заслуживают шахматы. В них случайность никак
не влияет на ход игры, а определяющее значение имеют чистая стратегия и
память: число возможных ходов в партии имеет порядок 10123 — это невообразимая величина. Однажды чемпионом мира по шахматам стал профессиональный математик Эмануэль Ласкер (1868–1941).
Сейчас мы говорим о стандартных шахматах на доске из 64 клеток, но еще в далекую викторианскую эпоху математик Артур Кэли (1821–1895) уже рассмотрел трехмерные шахматы, в которые сегодня играют персонажи сериала «Звездный путь».
Пока что никто не смог должным образом изучить эту
игру — она слишком сложна даже для передовых методов современной теории
игр. Но существует несколько ценных результатов: испанский инженер Леонардо Торрес Кеведо (1852–1936)
в 1914 году сконструировал шахматный автомат, который всегда одерживал
победу в окончании шахматной партии для трех фигур (король против короля
и ладьи). Конечно, мы по-прежнему далеки от заветной цели — алгоритма,
указывающего путь к победе в любой партии, но надо же с чего-то начать.
Машина под названием «Турок», сконструированная венгерским инженером Вольфгангом фон Кемпеленом
в 1769 году, произвела фурор. Казалось, что машина способна играть в
шахматы, однако на самом деле она была искусной фальшивкой — внутри
механизма прятался человек.
Шахматы — прекрасное поле битвы, можно даже сказать,
первой битвы в вечном противостоянии человека и машины. Известно, что
шахматные программы становятся все совершеннее, и сложно устоять перед
соблазном столкнуть лицом к лицу гроссмейстера и такую программу. В 1996
году уже состоялся поединок между компьютером Deep Blue, созданным
компанией IBM, и чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. Каспаров
выиграл со счетом 3:0. Таким образом, в 1996 году человек опередил
машину.
На следующий год программное обеспечение Deep Blue
было улучшено, и поединок прошел вновь. Теперь машина одержала верх.
Каспаров остался не слишком доволен результатом и предположил, что во
время партии в действия компьютера вмешивался человек. Компания IBM, как
и следовало ожидать, отвергла обвинения. Желаемая цель, отчасти
пропагандистская, была достигнута, и после этого компьютер был разобран.
В 2000 и 2003 годах прошли новые поединки между гроссмейстерами и
компьютерами, сменившими Deep Blue, все они завершились ничьими.
Вероятно, в будущем мы увидим новые партии между человеком и машиной.
В конце концов люди запомнят только одно: благодаря
техническому прогрессу машина одержала верх над человеком — рано или
поздно это все равно произойдет. Однако по-настоящему важен ответ на
другой вопрос: подобно ли мышление человека мышлению машины? Этого мы
пока не знаем. Быть может, мы не узнаем этого вообще никогда, и вопрос
останется гёделевским утверждением, дать ответ на которое невозможно.
Deep Blue — первый шахматный компьютер, одержавший верх над чемпионом мира.
|