Поэт, прозаик и — иногда — математик Раймон Кено (1903–1976),
который войдет в историю как автор романа «Зази в метро» (а также
текста одной из песен Жюльетт Греко), однажды вторгся в область
комбинаторного анализа. До него этот же путь проделал Моцарт, однако
Кено применил комбинаторику в поэзии, что на первый взгляд кажется
непростой задачей. В коротенькой книжечке «Сто тысяч миллиардов
стихотворений», состоящей всего из десяти страниц, на каждой из которых
напечатано по одному сонету, он описал способ, позволяющий создать новые
сонеты — очень современные, со множеством скрытых смыслов — на основе
нескольких заранее приготовленных строчек. Для этого достаточно было
взять по одной полной строчке из каждого сонета, уже напечатанного в
книге. Общее число сочетаний, таким образом, равнялось 1410 —
более чем достаточно даже для самого плодовитого автора. Вооружившись
калькулятором, нетрудно показать, что если мы будем составлять по одному
стихотворению в минуту, то для того, чтобы записать их все, потребуется
немногим меньше 200 миллионов лет.
Еще один способ применения комбинаторного анализа
можно увидеть в прозе Артура Кларка, который был не только писателем, но
и автором серьезных научных гипотез: в частности, он предложил
разместить на орбите Земли искусственные геостационарные спутники, а
также первым описал космический лифт. В рассказе «Девять миллиардов имен
Бога» Кларк описывает компьютер, который печатает для монахов все
возможные имена Бога, составляя их с помощью обычных перестановок.
Монахи верят, что когда будут записаны все имена Бога, наступит конец
света. Похоже, что это действительно так: пока компьютер закончит работу
над задачей, мир успеет прекратить свое существование.
|