Кристофер Александер — известный американский
архитектор и преподаватель, который в 70-е годы XX века развил идею о
том, как графы, компьютерные программы и вычислительные мощности помогут
рационализировать урбанистику и анализ архитектурных проектов. В его
книге «Заметки о синтезе формы», которая приобрела огромную
популярность, при анализе форм использовались графы. Особенно важной
стала его статья «Город — не дерево», в которой, используя деревья из
теории графов в качестве метафоры, Александер рассуждает на тему роста
городов и озвучивает следующую гипотезу:
«Думаю, что естественно развивающийся город имеет
структуру полурешетки… Искусственно спланированные города по структуре
напоминают дерево».
По мнению Александера, город подобен сложной системе,
в которой между различными единицами, группами и подгруппами существуют
отношения иерархии. Александер считает, что в естественных городах
объекты и коммуникации, которые относятся к двум частям системы и более,
являются зонами общего использования, в то время как в искусственных
городах наложение двух единиц друг на друга не приводит к появлению
совместно используемой единицы.
Эти различия можно показать на следующем примере. В
старых университетах, расположенных в центре города, библиотеки,
магазины и дома, где живут студенты и преподаватели, находятся в
окрестностях университета, но перемежаются другими городскими зданиями.
Тем самым университет постоянно взаимодействует с обычными жителями
города. Магазины, светофоры, парки используются всеми жителями города.
Современные университетские городки, как правило, создаются в автономных
зонах. Как следствие, в университетском городке появляется жилая,
коммерческая, университетская зона. Жизнь университета подчиняется
иерархической организации пространства, различные сообщества оказываются
изолированными и не вступают во взаимодействия.
Классические примеры древовидных городов — это
Большой Лондон Лесли Патрика Аберкромби и Джона Форшоу, план Токио
авторства Кэндзо Тангэ, план города Бразилиа архитектора Лусио Косты,
план Чандигарха, созданный Ле Корбюзье, и другие.
План Токийского залива авторства японского архитектора Кэндзо Тангэ (1960).
Александер пришел к выводу, что структура города должна быть сложнее, чем древовидная:
«В представлении человека дерево — это самое простое
средство представления сложных планов. Но город не является, не может и
не должен быть деревом. Город — это вместилище жизни».
|