Пока что мы говорили о математическом творчестве. Но
давайте посмотрим, как математика используется в областях, которые
сегодня являются синонимом творчества вне рамок мира искусства, а именно
в дизайне и рекламе.
Нет никаких сомнений относительно того, какую роль
играла и продолжает играть геометрия в дизайне. Она неизбежно
применяется при создании чего-то материального и осязаемого. С начала XX
века чисто геометрические фигуры используются в дизайне самых разных
товаров, особенно в дизайне мебели и упаковки. Дизайнеры, обладающие
эстетическим вкусом, стремящиеся к абстракции и экономии форм, с помощью
геометрических фигур делают свои работы более элегантными.
Используется математика и в мире рекламы. В последние
десятилетия растущий интерес к науке вдохновил авторов рекламных
кампаний на использование различных математических инструментов, чтобы
повысить доверие к рекламируемому товару. Графики, формулы,
геометрические фигуры, символы, числа и расчеты стали все чаще
встречаться во всех средствах массовой информации, как печатных, так и
аудиовизуальных.
Математика играет важную роль в дизайне и рекламе по
двум причинам. С одной стороны, тот факт, что и дизайнеры, и специалисты
по рекламе грамотно используют математические идеи, расширяет область
применения этих идей. С другой стороны, когда математические понятия
появляются в контекстах, не связанных с миром науки и технологий, они
помогают по-новому понять знакомые нам идеи, делая их еще более
доступными.
Можно привести множество примеров применения математических идей в сфере дизайна или рекламы. Проанализируем некоторые из них.
Тенденциозное использование пропорций
Непрерывная борьба за аудиторию приводит к тому, что
теле- и радиокомпании в своей рекламе преувеличивают свои достижения и
преуменьшают результаты конкурентов. Типичным примером является
демонстрация графиков для того, чтобы сделать рекламу убедительнее.
Чтобы подчеркнуть преимущество телеканала А над телеканалом В по охвату аудитории, обычно используются графики, подобные следующему:
Допустим, что приведенные на графике данные верны, и телеканал А действительно популярнее телеканала В.
Тем не менее разница в размерах между столбцами диаграммы значительно
преувеличивает это преимущество. Прямоугольник, обозначающий аудиторию
канала А, намного больше, чем прямоугольник, обозначающий аудиторию канала В:
А: 29,6 — 27,5 = 2,1;
В: 28,8 — 27,5 = 1,3 => А/В = 2,1/1,3 = 1,615.
В действительности разница между аудиториями каналов
составляет восемь десятых процента, поэтому высота одного прямоугольника
должна быть менее чем на 2,8 % больше высоты другого. Корректнее было
бы изобразить прямоугольники во всю длину:
Если мы будем обрезать эти прямоугольники
произвольным образом, то кажущееся соотношение их размеров может
увеличиться до бесконечности. Оно будет тем больше, чем ближе к краю
прямоугольника В пройдет линия отреза.
Реальную разницу можно очень сильно преувеличить и даже сделать ее сколь угодно большой:
Похожая проблема связана и с графиками,
иллюстрирующими колебания курсов валют. Изменение курса валют в течение
недели может показаться незначительным или огромным в зависимости от
выбранного масштаба вертикальной оси графика:
Стремление проиллюстрировать на графиках отношение
величин или их разницу очень часто встречается в рекламе, но, к
сожалению, результат оказывается прямо противоположным: точность
графиков является мнимой. Числа и графики обладают строгостью, присущей
математике, но только при объективном использовании. |