До сих пор мы говорили о наиболее типичном аспекте
математической деятельности — о том, как человек, сталкивающийся с
событиями и явлениями, пытается объяснить их с точки зрения математики.
Мы не углублялись в культурные и социальные аспекты математики, хотя в
первой главе отметили, что именно они играют основную роль в ее
развитии.
Математика формируется в рамках определенного
социального и культурного контекста, который в значительной степени
определяет ее развитие как внутри научной среды, так и вне ее.
Следовательно, социокультурные факторы влияют на математическое
творчество, так как придают одним задачам большую важность, чем другим, и
если в одной культуре определенные задачи считаются очень важными, то в
другой культурной среде им не уделяется никакого внимания.
Этноматематика — это раздел науки, изучающий развитие
математики в определенных группах культур. Благодаря этноматематике мы
знаем, что в разных частях света люди по-разному производят вычисления,
по-своему воспринимают геометрические фигуры и используют для решения
одних и тех же задач разные алгоритмы. С одной стороны, это доказывает
творческую природу каждой культуры, с другой стороны — делает возможным
межкультурное взаимодействие.
Далее мы вкратце расскажем о том, как автор этой
книги накапливал новые математические знания вне своей научной среды и
вне родной ему западной культуры. Надеемся, что читатель снисходительно
отнесется к крайне субъективному характеру повествования.
Пока что мы всегда говорили об эвристике в рамках
определенной культуры — как в пределах академической среды, так и за
ними. Теперь мы выйдем за рамки нашей культурной парадигмы и посмотрим,
как математическое творчество соотносится с различными культурными и
социальными аспектами, как оно связано с ними.
Мы уже говорили, что первый шаг на пути к
математическому творчеству — это начать задавать вопросы о том, что нас
окружает. Что может быть лучше, чем выйти из дома и начать наблюдать,
изучать новое, испытывать незнакомые ощущения?
Математики нечасто путешествуют. Мы не имеем в виду
путешествия, связанные с научной работой, которые проходят в привычном
для ученых контексте. Мы говорим о путешествиях с целью узнать что-то
новое, познакомиться с новыми людьми, новыми культурами и обычаями,
новым образом жизни и образом мыслей. К таким путешествиям не относятся
организованные поездки, так как в них туриста окружает значительная
часть привычной среды — хотя бы минимальные удобства, транспорт,
гид-переводчик и попутчики, принадлежащие к родной культуре.
Погружения в другую культуру выглядят совершенно
иначе: в них путешественник покидает привычный культурный контекст. В
течение короткого промежутка времени он старается жить максимально
похоже на то, как живут местные, вести себя так же, как они, есть ту же
еду и в тех же ресторанах и кафе, он поселяется в тех же гостиницах,
куда селятся местные жители, когда они отправляются в поездки.
В подобных путешествиях мы понимаем, что обычная
жизнь представителей разных культур отличается: в разных странах люди
говорят на разных языках, у них разные верования и обряды, социальная и
политическая организация, система ценностей, гастрономия, архитектура,
искусство, музыка, литература и многое другое, что составляет
самобытность страны. Путешественник стремится найти сходства и различия
между этой культурой и культурой родной страны. Так он не только близко
знакомится с новой страной, но и лучше узнает самого себя и, как
следствие, свою культуру. |