Как всем известно, в младшем школьном возрасте у детей еще сильна
потребность в игре. Хочу поделиться с тем, какую неоценимую помощь
оказывает дидактическая игра в домино «Учись считать». В эту игру дети
могут и любят играть на перемене, во внеурочное время.
Для игры нужно сделать комплекты карточек из плотной бумаги размером
35 х 70 мм. Для удобства расстановки карточек и быстрого нахождения
результата одну половину карточки можно раскрасить в любой цвет, а
результат обвести рамкой.
В 1 классе по теме «Табличное сложение и вычитание в пределах 10»
изготавливаем 42 карточки. Знакомим детей с правилами игры, они очень
просты. Играть можно вдвоем, втроем, вчетвером,,вшестером. Каждый берет 7
карточек, остальные карточки составляют магазин. Игру начинает тот, у
кого пустышка. Если карточка не имеет нужного результата, то она
присоединяется к остальным, а ход делает следующий игрок. Игрок,
который допустил ошибку, т.е. выставил карточку с неправильным
результатом, не соответствующим требуемому, лишается права на один ход.
Предположим, что игру начинает игрок, у которого пустышка:
Следующий игрок ставит карточку с ответом 5:
Третий ученик должен ходить с одной из этих карточек:
Игра продолжается до тех пор,пока не будут выставлены все карточки.
Игрок, который первым закончит игру – победитель, занимает первое
место. Остальные соответственно занимают второе, третье и т.д. места.
Карточки по теме «Табличное сложение и вычитание в пределах 10».
|
8-3 |
|
4 |
6-3 |
|
4 |
7-1 |
3 |
2+2 |
6 |
5-3 |
7 |
6+4 |
1 |
8-2 |
4 |
5+1 |
10 |
6+2 |
9 |
1+1 |
9 |
3+1 |
8 |
9-6 |
1 |
9-5 |
10 |
5+2 |
9 |
2+1 |
10 |
4+2 |
10 |
5+5 |
2 |
6-5 |
5 |
6-2 |
7 |
4+4 |
3 |
6+3 |
8 |
5+4 |
9 |
3+2 |
5 |
8-7 |
7 |
5+5 |
1 |
8-6 |
2 |
8+2 |
5 |
9+1 |
5 |
4-1 |
3 |
9-4 |
5 |
8+1 |
7 |
7-2 |
10 |
7+1 |
4 |
3-2 |
3 |
4-2 |
6 |
4+3 |
6 |
6-1 |
2 |
8-5 |
10 |
4+1 |
2 |
8-1 |
6 |
7+3 |
8 |
6+1 |
После того как дети усвоят данную тему, они переходят к игре на
материале другой темы. Детям, которым с трудом дается тема «Табличное
сложение в пределах 20», предлагаю карточки домино:
|
6+5 |
|
13 |
9+5 |
|
11 |
6+7 |
12 |
5+6 |
13 |
2+9 |
12 |
8+8 |
12 |
6+8 |
11 |
7+3 |
17 |
10+8 |
14 |
5+7 |
16 |
7+4 |
15 |
9+8 |
13 |
9+5 |
18 |
8+4 |
14 |
4+8 |
12 |
8+5 |
18 |
10+7 |
11 |
5+7 |
16 |
9+2 |
15 |
7+8 |
13 |
8+6 |
17 |
7+9 |
15 |
5+9 |
12 |
6+7 |
17 |
9+9 |
11 |
3+9 |
15 |
5+7 |
13 |
8+7 |
12 |
4+9 |
14 |
9+7 |
11 |
9+3 |
12 |
5+8 |
16 |
8+9 |
14 |
6+6 |
14 |
9+6 |
13 |
9+8 |
12 |
9+4 |
11 |
7+7 |
16 |
5+8 |
13 |
9+9 |
15 |
8+8 |
18 |
10+6 |
Для случая умножения в пределах 20 изготавливаю карточки на все случаи табличного умножения в пределах 20.
Одна из трудных тем для детей – «Умножение и деление многозначных
чисел на однозначные». Прочное усвоение возможно лишь при условии
хорошего знания табличного умножения и деления, а таблицу умножения
дети должны знать наизусть. Устный опрос таблицы умножения занимает
много времени. Здесь большую помощь оказывает опять игра в домино. Для
этого изготавливаются карточки на случаи табличного умножения и деления
в пределе 100. Вот примеры карточек:
|
2х9 |
|
81 |
49:7 |
|
45 |
4х7 |
28 |
7х9 |
9 |
9х8 |
9 |
72:8 |
9 |
27:3 |
27 |
3х5 |
49 |
8х8 |
54 |
3х4 |
24 |
64:8 |
24 |
3х7 |
21 |
9х9 |
36 |
9х5 |
6 |
2х9 |
18 |
45:5 |
54 |
81:9 |
81 |
8х9 |
72 |
3х9 |
5 |
7х7 |
40 |
8х4 |
32 |
8х3 |
8 |
8х3 |
35 |
7х6 |
18 |
4х9 |
7 |
54:9 |
42 |
7х7 |
63 |
6х9 |
72 |
9х9 |
56 |
8х8 |
9 |
35:7 |
15 |
10х4 |
64 |
8х7 |
12 |
72:9 |
8 |
7х5 |
|
При организации игры в домино «Учись считать» ценно то, что в игре,
точнее в вычислении, принимают участие все учащиеся, играя и следя за
игрой товарищей. Дети контролируют друг друга без вмешательства
учителя.
Результаты использования таких видов домино по темам очень увлекают
учащихся. Возможности использования этой дидактической игры для
развития вычислительных навыков учащихся широки. Чтобы не погас
интерес, можно включать разные темы, разнообразить материал с учетом
степени усвоения учащимися новых тем.
Следующие карточки по теме «Внетабличное умножение и деление в пределах 100» выглядят так:
|
28х2 |
|
36 |
48:2 |
|
48 |
12х2 |
28 |
80:2 |
16 |
56:2 |
90 |
28:2 |
54 |
18х2 |
40 |
14х2 |
54 |
90:3 |
30 |
72:6 |
30 |
45х2 |
72 |
15:3 |
45 |
4х9 |
36 |
12х4 |
16 |
72:2 |
36 |
96:6 |
45 |
18х5 |
35 |
15х3 |
45 |
80:2 |
40 |
18з3 |
48 |
72:2 |
36 |
60:2 |
48 |
8з9 |
36 |
48:4 |
54 |
12х3 |
24 |
8х2 |
12 |
7х5 |
40 |
90:2 |
28 |
70:2 |
35 |
12х5 |
36 |
10х4 |
28 |
96:2 |
56 |
27х2 |
12 |
12:4 |
90 |
18х2 |
|
Пусть мой опыт работы поможет учителям в работу, а детям в развитии
навыков быстрого вычисления. Ищите еще новые подходы и делитесь опытом в
создании игр на уроках.
|