Дидактический материал — одно из средств эффективного обучения математике
25.07.2013, 13:07
Что есть больше всего на свете?
Пространство.
Что мудрее всего? – Время.
Что приятнее всего?
Достичь желаемого. Фалес Достичь желаемого для учителя математики – это
заинтересовать учеников, сделать так, чтобы они с
радостью шли на уроки, а, уходя домой, уносили в
умах крупицы знаний, удовлетворение от решенной
задачи или новые вопросы, на которые хочется
найти ответ; сформировать у учащихся
сознательные и прочные вычислительные навыки;
навыки исследовательской деятельности,
постановки и решения проблемных вопросов, умений
сравнивать, анализировать, рассуждать, выдвигать
гипотезы, доказывать, делать выводы, творчески
подходить к любому делу. Достижению этих целей способствует множество
факторов: высокий профессионализм, творчество
учителя; учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса; создание
благоприятного психологического микроклимата и
комфорта в школе, кабинете и т.д. Все это
способствует эффективному обучению математике. В данной статье речь пойдет об одном из средств
эффективного обучения математике –
дидактическом материале, представленном в виде
карточки – таблицы. Считаю, что дидактический материал должен
удовлетворять следующим требованиям: - простым в исполнении; - удобным в хранении и использовании; - понятным ученикам; - многофункциональным; - востребованным. Все это привело к созданию раздаточного
материала, удовлетворяющего перечисленным
требованиям. Созданные карточки должны помочь в реализации
всех целей обучения. К каждой карточке - таблице
прилагается подборка заданий (от 20 до 50 и
постоянно появляются новые), которые можно
использовать на разных этапах: при изучении
нового материала, для совершенствования ЗУН, при
повторении контроле. Формы организации
познавательной деятельности тоже могут быть
различными: фронтальная работа со всем классом
или с группой учащихся; групповая; в парах;
индивидуальная. Часть заданий носит проблемный,
развивающий характер, требующих дополнительной
математической подготовки. Есть занимательные
задачи. Мной составлены карточки - таблицы и
разработаны задания по темам: "Натуральные
числа”, "Десятичные дроби”, "Обыкновенные
дроби”, "Рациональные числа”, "Действительные
числа”, "Одночлены”, "Многочлены. Уравнения.
Неравенства. Функции”, "Функции, их свойства и
графики”. Рассмотрим универсальную карточку по теме
"Натуральные числа” и возможности ее
применения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
80
8000
400
320
110
1400
220
105
30
B
22
64
16
33
72
49
36
25
84
C
334
729
121
216
169
304
225
256
196
D
5
8
0
4
3
6
7
2
9
E
18
27
1
125
999
15
512
666
1000
Карточка предназначена для учащихся 5-6-х
классов, но можно составить задания и для 7-11
классов. Полезна она будет и для учителей
начальных классов. Задания 1. Прочитайте числа строки…(столбца…). 2. Назовите в порядке возрастания (убывания)
числа строки… (столбца…). 3. Назовите числа, предшествующие (следующие)
числам строки…(столбца…). 4. Сколько в каждом числе строки… (столбца…)
сотен, десятков, единиц? 5. Представьте числа строки… (столбца…) в виде
суммы разрядных слагаемых. 6. Уменьши на…а) самое большое двузначное число;
б) самое маленькое трехзначное; в) самое большое
число и т.д. 7. Найдите сумму наименьшего двузначного числа
и наибольшего трехзначного чисел и т.д. 8. С помощью чисел строки D запишите а) 6
различных трехзначных чисел; б) 5 различных
пятизначных чисел; в) 2 различных шестизначных
числа; г) наибольшее (наименьшее) семизначное
число; д) придумайте любое другое задание. 9. Найдите наименьшее число, которое больше 49 и
меньше 64. 10. Найдите наибольшее число, которое больше 169 и
меньше 304. 11. Сколько чисел лежит между 33 и числом,
предшествующим 72. 12. Увеличте на… каждое число строки…
(столбца…). 13. Найдите сумму чисел: а) А1 и В4 и т.д.; б)
строки…(столбца…). 14. Найдите разность чисел А2 и В4 и т.д. 15. Из чисел, оканчивающихся на 5, выберите такие,
которые больше 20, но меньше 200. 16. Среди чисел строки В найдите значение
каждого выражения: 1) (7+3)2 – (7-3)2 – 51 (33) 2) 33 – 23 + 3 (22) 3) (22)2 + 32 (25) 4) (592 – 212): 190 (16) 5) 7 * (32 – 23) * 7 (49) 6) (1616 : 202) (808 : 101) (64) 7) 52 – 32 + (5-3)2 + 82 (84) 17. Придумайте задачу, используя числа
строки…(столбца…). 18. Придумайте задачу, в результате решения
которой получится число строки… (столбца…). 19. Найдите значение выражения а) В7 + А5 – Е4; б) В7+
(А5 – Е4); в) А9*В4*С6*D3*Е5; г) другие. 20. Придумайте выражение с числами таблицы и
найдите его значение. 21. Придумайте уравнение, корнем которого
является: а) число строки…(столбца…). б) число А5 и
т.д. 22. Придумайте уравнение, имеющее два корня
строки… (столбца…). 23. Умножьте каждое число строки…(столбца…) на
2;10 и т.д. 24. Представьте числоВ1 (другое число) в виде
суммы а) двух слагаемых, б) трех слагаемых, в) двух
одинаковых слагаемых, г) трех одинаковых
слагаемых. 25. Представьте число… а) в виде произведения
двух множителей; б) в виде произведения трех
множителей; в) в виде произведения двух
одинаковых множителей и т.д. 26. Найдите в таблице числа, которые можно
представить в виде произведения: а) двух
одинаковых множителей; б) трех одинаковых
множителей. 27. Запишите в виде числового выражения и
найдите его значение: а) произведение суммы чисел
В1 и С2 и числа D4 (др. числа); б) разность удвоенного
произведения чисел А1 и В3и числа С8; в) частное
суммы чисел Е4 и В8 и разности чисел В4 и D5. 28. Составьте выражение, содержащее: a) два разных
знака действия; б) три разных знака действия; в)
четыре разных знака действия; и прочитайте эти
выражения. 29. Разделите каждое число строки А на
подходящую разрядную единицу. 30. Найдите "лишнее” число столбца…(строки…). 31. Какие еще числа могут быть записаны в строке
А, В, D и т.д. 32. Какие числа строки С являются квадратами?
Найдите в таблице числа, которые являются
квадратами. 33. Какие числа строки Е являются кубами? 34.Округлите каждое число строки…(столбца…) до
его наивысшего разряда. 35. а) Составьте из чисел таблицы магический
квадрат 3х3; б) подберите из чисел таблицы такие,
чтобы сумма на каждой стороне была 20. 36.Найдите в таблице делители 12,30,7 и т.д. 37. Найдите в таблице числа, кратные 2,3,5 и т.д. 38. Выберите числа, которые делятся а) на2; б) на 5;
в) на 10; г) на 3; д) на 9; е) на 4; ж) на 25; з) на 15; и) на 18;
к) на 6; л) на 30; м) на 45. 39. Найдите в таблице простые, составные, взаимно
простые числа. 40. Найдите числа, НОД которых равен 2; 4; 25; 8 и т.д. 41. Найдите числа, НОК которых равно 16; 33; 72; 36; 220 и
т.д. 42. Составьте из цифр строки D а) трехзначное число, делящееся на 3 б) пятизначное число, делящееся на 9 в) четырехзначное число, делящееся на 6 43. Представьте число … в виде суммы взаимно
простых чисел. 44. Найдите числа, которые: а) имеют больше
четырех делителей; б) не кратны шести; в) имеют
делитель пять. 45.Найди решения неравенства 104<x<119, которые
кратны пяти и трем одновременно. 46. Найдите значение выражения: а) НОД(А2,А3) +
НОК(А1,А9); б) НОК(А2,Е9) – НОД(В1,В2); в)
НОК(…,…)*НОД(…,…); г) НОК(…,…):НОД(…,…); д)
НОК(…,…,…) + НОД(…,…,…) и т.д. 47. Придумайте задание с числами таблицы по теме
"НОД и НОК”. Набор заданий можно расширить другими, которые
подчас приходят во время работы с карточкой либо
у учителя, либо у учеников. Ученики часто
придумывают оригинальные задания. Одной из форм организации фронтальной устной
работы является устный счет. Предложенная
карточка позволяет организовать его в форме лото. Игра "Отгадывание задуманного числа” 1. – задумайте число из таблицы; - умножьте его на 2; - к произведению прибавьте 4; - сумму умножьте на 4; - из произведения вычтите 16; - разность разделите на задуманное число. У всех должно получиться 8. Отгадайте фокус.
2. - задумайте число (из таблицы); - увеличьте его на 5; - результат увеличьте в 3 раза; - результат уменьшите на 15; - скажите ответ. Задуманное число - полученного результата.
3. – задумайте число (из таблицы); - удвойте его; - прибавьте 5; - возьмите полученное число 5 раз и прибавьте 10; - последнюю сумму умножьте на 10; - скажите ответ. Задуманное число – число сотен в разности
полученного числа и 350.
Формы организации устного счета могут быть
разными это: - счет по цепочке, - игра "лучший счетчик”, - лестница, - аукцион, - перестрелка, - взаимотренаж и др. С любым числом из этой таблицы можно провести аукцион, игру "Морской
бой”. На занятиях кружков и факультативов можно
рассмотреть следующие задания:
Решите уравнения:а) |х | =а б) в) г) д) е) где a, b, c - числа таблицы Решите неравенства: а) б) в) г) д) е) ж) з) и) к) л) м) н) о) где a и b - числа таблицы (или параметры). Данные карточки прошли апробацию и доказали
свою эффективность в качестве одного из средств
обучения математике.