Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач
общества и государства – воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс
образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы
знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу
учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности,
принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Личностно-ориентированное обучение XXI века отличается от
традиционного, ориентированного на учителя, обучения разными подходами к
содержанию образования и преподаванию. Современный выпускник должен обладать:
- ответственностью и адаптивностью – проявление
личной ответственности и гибкости в личной жизни, на рабочем месте и в
общественной жизни, постановке высоких целей для себя и других и
стремление к их достижению, терпимым отношением в многозначности и
многообразию мнений;
- навыками коммуникации – умением воспринимать,
понимать, создавать и передавать устные, письменные и мультимедийные
сообщения во всем многообразии форм и контекстов;
- творчеством и познавательным интересом – развитием, применения, распространения новых идей, открытостью к восприятию новых идей и возможностей;
- критическим и системным мышлением – осознанным и
аргументированным понимание альтернатив, умением делать выбор в сложных
ситуациях, пониманием взаимосвязей между системами;
- навыками информационной и медийной грамотности – получением, анализом, управлением, интегрированием, оценкой и созданием различных форм аудиовизуальной информации;
- навыками межличностных отношений и совместной деятельности
– умением управлять и работать в команде, принимать различные роли и
брать на себя ответственность, продуктивно работать с другими людьми,
уважать непохожие точки зрения;
- идентификацией, формулированием и решением задач – умением вычленять, анализировать и решать проблемы;
- самоконтролем – пониманием своих образовательных
потребностей, умением находить нужные ресурсы, переносом обучения из
одной области знаний в другую;
- социальной ответственностью – ответственными
действиями в интересах местного сообщества, этичное поведение в личной,
общественной жизни и на производстве.
При этом меняется и роль учителя. Учитель – проводник и наблюдатель,
который создает возможность для учеников применить полученные умения
для построения нового знания, вовлекает учеников в процесс мышления и
развивает у них навыки сотрудничества. Учитель служит не столько
экспертом, который предоставляет информацию, сколько организует
самостоятельную исследовательскую деятельность учеников, развивает
применение новых умений и навыков в создании оригинальных продуктов их
работы. Учитель как наставник помогает ученикам активно развиваться с
опорой на их сильные стороны и использует их собственные интересы в
этой работе.
Существуют три способа организации работы по достижению целей обучения:
- Конкуренция: ученики соревнуются друг с другом, чтобы увидеть,
кто самый лучший или самый быстрый в процессе достижения цели, которая
может быть достигнута только одним или несколькими из них.
- Индивидуализм: ученики в одиночку работают над достижением цели.
- Сотрудничество: ученики работают сообща над достижением общей цели.
Соревновательный, индивидуалистический и коллективный подходы – все
имеют своё место в достижении образовательных целей. В идеале, все
ученики должны научиться конкурировать с другими, работать
самостоятельно и в команде.
Рассмотрим более подробно метод сотрудничества, который предполагает
работу в команде – совместно с партнером или группой над постановкой
целей и выполнением задач. Исследования доказывают, что сотрудничество
даёт ученикам возможность повысить свою успеваемость потому, что,
работая в группе, им приходится задавать вопросы, обсуждать идеи, искать
решения, более четко и ясно мыслить и глубже вникать в содержание
предмета. Кроме того, развиваются такие социальные навыки, как умение
принимать различные роли в команде, обсуждение с другими своих идей,
помощь другим и её принятие.
Большинство учеников не владеет навыками сотрудничества и чтобы
развить их необходимо мотивировать учеников, обучить их основам
совместной деятельности и дать время и возможность применять полученные
знания на практике. Таким образом, необходимо обсуждать с ними способы
совместной работы, включая такие, как смена ролей, умение слушать и
слышать другого, ответственность за собственный процесс обучения.
Во время групповой работы на уроке учитель по очереди присоединяется
к каждой группе, выполняя функции консультанта. Попеременное включение
учителя в деятельность групп можно считать ценным как в дидактическом,
так и в воспитательном отношении. В группе учитель лучше может
ориентироваться в ходе мыслей и затруднениях каждого ученика, может
более личностно подойти к каждому.
Группы или пары для совместной работы могут быть сформированы несколькими способами:
- самими учениками, на основе дружеских связей или общих интересов;
- по усмотрению учителя;
- случайным образом
Когда ученики взаимодействуют и работают сообща, учителю стоит убедиться, что все члены группы:
- участвуют и чувствуют вовлеченность;
- сходятся в видении целей и планов достижения общего результата;
- вместе ищут пути улучшения своей работы;
- обсуждают работу и помогают друг другу в процессе её выполнения;
Работая с малыми группами, педагог держит в поле внимания три основных момента: цель, время, итоги:
- группы должны получить от учителя ясные ориентиры: какого рода результат ожидается от их обсуждения;
- временные рамки лучше выбрать более сжатыми, чем растянутыми; при необходимости время можно продлить;
- процедура представления результата и оценивания работы должна быть заранее известна учащимся.
При оценке работы группы в случае количественной оценочной шкалы
есть два способа распределения набранных баллов между участниками
группы: уравнительный и по коэффициенту трудового участия.
Целесообразен «недемократичный» первый способ. В противном случае
ученики более высокого уровня развития утратят стимул работать на
учеников с более низким уровнем, а будут просто давать им готовые
решения. Существенно ещё и то, что учителя интересует не столько
эффективность группы как решателя задачи (объективная эффективность),
сколько её эффективность для развития участников (субъективная). В этом
смысле часто оказывается даже неважным, справилась ли группа с задачей
– это можно сделать вместе при обсуждении, защите. Важнее, какие
подходы использовала группа при работе над задачей, какой информацией
оперировала и как в этом участвовали все партнёры.
Состав группы определяется дидактическими, психологическими и
управленческими целями учителя и зависит от результатов контроля.
Каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится для
решения предложенной задачи. Группа получает задачу на строго
ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается о
результатах. При этом не всегда важно, решена ли задача. Процесс важнее
результата. Оценка за работу группы выставляется всем её участникам
одна и та же. |