Наше время - время перемен. Сейчас России нужны
люди, способные принимать нестандартные решения,
умеющие творчески мыслить.
В течение последних лет особое внимание
обращаем на создание условий, способствующих
формированию творческих способностей у учащихся
на уроках информатики и информационных
технологий. Данные условия помогают нам как
преподавателям информатики в достижении
следующих основных целей:
- воспитание в учащихся информационной культуры,
развитие познавательного интереса, осознание
своей значимости в образовательном процессе;
- овладение учащимися современными
компьютерными технологиями на основе опыта
творческой деятельности;
- развитие памяти, внимания, креативности
учащихся, расширение их кругозора.
При творческом подходе к проблеме ученик,
помимо известных, общепринятых эвристик, может
выработать для себя правила, подходящие к
конкретной ситуации. Особенно важно это в
нестандартных заданиях, не имеющих аналогов
решения, и в проблемных ситуациях с "размытыми
границами”. В таких заданиях сама проблема не
всегда четко определена и поэтому нуждается в
окончательном формулировании.
Интерес к изучению информатики во многом
зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых
хороших уроках элемент обязательности
сдерживает развитие творческой деятельности, и
как следствие, увлеченности предметом. Поэтому
мы стараемся заботиться о том, чтобы на уроках
каждый ученик работал активно и увлеченно, и
используем это как отправную точку для
возникновения и развития любознательности,
познавательного интереса, творческого мышления.
Для развития творческой деятельности учителю
нужно искать способы создания особой,
побуждающей к творчеству обстановки учебного
процесса. Для создания творческой обстановки в
ходе обучения мы придерживаемся рекомендаций,
которые предложила группа исследователей под
руководством С.Парнса.
- Устранять внутренние препятствия творческим
проявлениям. Чтобы ученики были готовы к
творческому поиску, надо помочь им обрести
уверенность в своих взаимоотношениях с
окружающими - соучениками, учителем. Их не должно
тревожить, будут ли приняты или будут осмеяны их
соображения. Они не должны бояться сделать
ошибку.
- Уделять внимание работе подсознания. Даже
когда проблема не находится непосредственно в
центре внимания, наше подсознание может
незаметно для нас самих работать над ней.
Некоторые идеи могут на мгновение "показаться
на поверхности”; важно вовремя пометить и
зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить,
упорядочить и использовать.
- Воздерживаться от оценок. Благодаря этому
учащиеся смогут расширить русло для потока идей,
больше времени и внимания уделить свободному
размышлению над проблемой. Оценка же идей
останавливает творческий поиск, моментально
блокирует его.
- Показывать учащимся возможности использования
аналогий для творческого поиска, отыскания
новых ассоциаций и связей.
- Давать возможность творческой разминке.
Поначалу сама обстановка совместного группового
поиска решений может показаться непривычной,
вызвать растерянность. Надо дать возможность
учащимся освоиться в новой для них ситуации, дать
"разогревающие" упражнения.
- "Дисциплинировать” воображение, фантазию,
контролировать их. Создавая обстановку
внутренней свободы, учитель вместе с учениками
помнит, что после начального этапа "созревания
идей” все соображения будут критически
пересматриваться и часть их будет отброшена.
- Устранять внутренние препятствия для мышления.
Нужно создать такую обстановку, чтобы учащиеся
чувствовали, что любое соображение заслуживает
того, чтобы его высказать, поделиться им с
окружающими и что оно будет доброжелательно
принято.
- Расширение фонда знаний. Объем имеющихся
сведений - это база, на основе которой создаются
новые идеи. Вместе с тем усвоение информации не
заменяет и само по себе не развивает умения
думать.
- Помогать учащимся видеть смысл, общую
направленность их творческой деятельности,
видеть в этом развитие собственных возможностей
решать творческие задачи.
В основе формирования и развития творческого
потенциала своих учеников мы видим
использование разных форм творческой работы на
уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие
задания по заданной теме и создание творческих
проектов.
Одним из возможных вариантов развития
творческой деятельности является использование
на уроках деловых игр. А. М. Горький
писал: "Игра - путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который призваны изменить”.
Игры являются ценным средством воспитания
умственной и творческой активности учащихся,
активизируют психические процессы.
Мы представим деловую игру "Предприятие”,
которую применяем в качестве итогового занятия в
курсе "Информационные технологии”.
Сюжет игры основан на презентациях группы
разнопрофильных предприятий. Игровая цель -
используя известные информационные технологии
представить созданное "Предприятие”: эмблему
или фирменный знак, разработанный дизайнерами,
отражающий название и сферу деятельности
"Предприятия”; документацию отдела кадров,
бухгалтерии, делопроизводителя.
Учащиеся делятся на группы 3-4 человека, каждая
из которых стремится наилучшим образом
представить свое "Предприятие” и показать, как
использование информационных технологий
совершенствует его деятельность. Предполагаются
следующие ключевые моменты:
- Создание рекламы, отражающей название
предприятия, его деятельности, его координат.
- Создание бланков, используемых в
делопроизводстве (заявление о приеме на работу,
служебная записка, резюме…).
- Создание пакета диаграмм, графиков, отражающих
показатели работы предприятия, таблиц со
статистикой или сравнения плановых и
фактических показателей.
- Создание базы данных, облегчающей вести учет
кадров или учет материальных ценностей…
Таким образом, учащиеся имеют возможность
продемонстрировать умение работать в
графическом, текстовом редакторах, в электронных
таблицах и СУБД.
Этапы игры отражены на схеме:
На этапе подготовительной работы ставятся
цели игры, знакомство с демонстрационными
вариантами презентаций (возможно использование
работ учащихся предыдущих лет), определяются
критерии оценки (насколько полно отражена
деятельность предприятия, логика сценария
презентации, качество и оформление
представленных электронных документов).
На первом этапе участники самостоятельно
определяют сферу деятельности своего
"Предприятия”, его название, выбирают
директора, бухгалтера, делопроизводителя,
кадровика, художника-дизайнера… Ученики
обсуждают набор документов для представления в
рассказе о своем предприятии, и кто из ребят
будет создавать какие из них. Каждое действующее
лицо выполняет определенную ему функцию. Особую
роль играет директор, который руководит
созданием презентации: готовит сценарий,
распределяет обязанности, ведет публичное
представление предприятия с демонстрацией работ
участников своей группы.
На втором этапе учащиеся приступают к
выполнению своих обязанностей. Здесь
используется весь спектр имеющихся в наличии
прикладных программ с учетом поставленных перед
персонажем целей.
Третий этап включает объединение работы
сотрудников всех ведущих отделов "Предприятия”
и подготовку сценария презентации.
На четвертом этапе директора рассказывают о
своем предприятии и демонстрируют выполненные
работы.
На заключительном этапе обсуждаются
результаты игры.
Директора всех "Предприятий” представляют
своих сотрудников, их работу, рассказывают о
проблемах, которые им пришлось решать в процессе
создания презентации, о перспективах внедрения
информационных технологий в деятельность своего
"Предприятия”, отвечают на вопросы
присутствующих. Отмечаются интересные решения,
творческие находки. Для ведения обсуждения
обыкновенно предлагаем ответить на следующие
вопросы:
- Что из увиденного вам понравилось?
- Что захотелось внедрить на "своем
предприятии” ("переманить” дизайнера, умеющего
ярко представить свое производство, внедрить
систему автоматического ведения учета…)?
- Выступление директора какого предприятия было
наиболее грамотным, артистичным, убедительным?
- Какие из предложенных новаций вас
заинтересовали?
Игра дает широкие возможности для применения
учащимися своих творческих способностей,
развитие полемических и ораторских
способностей.
Практика проведения уроков информационных
технологий с использованием деловой игры
способствует совершенствованию и активизации
учебного процесса, стимулирует познавательную
активность и развивает творчество. Работа
учеников во время игры предполагает создание со
стороны учителя максимально благоприятных
условий для развития творческого потенциала,
развитие воображения, фантазии, мышления. Не
менее важным является то, что, участвуя в игре,
даже "неудачники” могут достигнуть успеха. |