Понедельник, 20.11.2017, 08:56
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                           Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ [183]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ [81]
ЗАДАЧИ НА ВЫРОСТ [141]
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ [26]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ [37]
ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ [120]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [5]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [28]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ [81]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ [25]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ [10]
МУЛЬТИМЕДИА И ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ [20]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ [24]
ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ [36]
СФЕРЛАНДИЯ [32]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ [10]
В МИРЕ ЗАДАЧ [182]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР МАТЕМАТИКИ [30]
МАТЕМАТИКА В 10 КЛАССЕ [34]
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [155]
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ [82]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА [143]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [27]
МИР МАТЕМАТИКИ [778]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИК ИНФОРМАТИКИ. 6 КЛАСС [36]
ПОДГОТОВКА К ГИА [11]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС [45]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
МАТЕМАТИКА В 5 КЛАССЕ [43]
МАТЕМАТИКА. 7 КЛАСС [69]
АЛГЕБРА. 8 КЛАСС [25]
МАТЕМАТИКА. 9 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/АЛГЕБРА [29]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/ГЕОМЕТРИЯ [12]
ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [55]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИНФОРМАТИКИ [90]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ [70]
МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИКА. 6 КЛАСС [78]
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [12]
ВИДЕОУРОКИ "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" [72]
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ [0]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ [47]
ГЕОМЕТРИЯ [0]
ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС [36]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [31]
ЗАДАЧНИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ [29]
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [7]
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ [82]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Использование деловой игры на уроках информационных технологий
17.01.2017, 12:49

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В течение последних лет особое внимание обращаем на создание условий, способствующих формированию творческих способностей у учащихся на уроках информатики и информационных технологий. Данные условия помогают нам как преподавателям информатики в достижении следующих основных целей:

  • воспитание в учащихся информационной культуры, развитие познавательного интереса, осознание своей значимости в образовательном процессе;
  • овладение учащимися современными компьютерными технологиями на основе опыта творческой деятельности;
  • развитие памяти, внимания, креативности учащихся, расширение их кругозора.

При творческом подходе к проблеме ученик, помимо известных, общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с "размытыми границами”. В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании.

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие творческой деятельности, и как следствие, увлеченности предметом. Поэтому мы стараемся заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и используем это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, творческого мышления.

Для развития творческой деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Для создания творческой обстановки в ходе обучения мы придерживаемся рекомендаций, которые предложила группа исследователей под руководством С.Парнса.

  • Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими - соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или будут осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.
  • Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение "показаться на поверхности”; важно вовремя пометить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.
  • Воздерживаться от оценок. Благодаря этому учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой. Оценка же идей останавливает творческий поиск, моментально блокирует его.
  • Показывать учащимся возможности использования аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей.
  • Давать возможность творческой разминке. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, дать "разогревающие" упражнения.
  • "Дисциплинировать” воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после начального этапа "созревания идей” все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.
  • Устранять внутренние препятствия для мышления. Нужно создать такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.
  • Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений - это база, на основе которой создаются новые идеи. Вместе с тем усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.
  • Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи.

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников мы видим использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.

Одним из возможных вариантов развития творческой деятельности является использование на уроках деловых игр. А. М. Горький писал: "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. Игры являются ценным средством воспитания умственной и творческой активности учащихся, активизируют психические процессы.

Мы представим деловую игру "Предприятие”, которую применяем в качестве итогового занятия в курсе "Информационные технологии”.

Сюжет игры основан на презентациях группы разнопрофильных предприятий. Игровая цель - используя известные информационные технологии представить созданное "Предприятие”: эмблему или фирменный знак, разработанный дизайнерами, отражающий название и сферу деятельности "Предприятия”; документацию отдела кадров, бухгалтерии, делопроизводителя.

Учащиеся делятся на группы 3-4 человека, каждая из которых стремится наилучшим образом представить свое "Предприятие” и показать, как использование информационных технологий совершенствует его деятельность. Предполагаются следующие ключевые моменты:

  • Создание рекламы, отражающей название предприятия, его деятельности, его координат.
  • Создание бланков, используемых в делопроизводстве (заявление о приеме на работу, служебная записка, резюме…).
  • Создание пакета диаграмм, графиков, отражающих показатели работы предприятия, таблиц со статистикой или сравнения плановых и фактических показателей.
  • Создание базы данных, облегчающей вести учет кадров или учет материальных ценностей…

Таким образом, учащиеся имеют возможность продемонстрировать умение работать в графическом, текстовом редакторах, в электронных таблицах и СУБД.

Этапы игры отражены на схеме:

На этапе подготовительной работы ставятся цели игры, знакомство с демонстрационными вариантами презентаций (возможно использование работ учащихся предыдущих лет), определяются критерии оценки (насколько полно отражена деятельность предприятия, логика сценария презентации, качество и оформление представленных электронных документов).

На первом этапе участники самостоятельно определяют сферу деятельности своего "Предприятия”, его название, выбирают директора, бухгалтера, делопроизводителя, кадровика, художника-дизайнера… Ученики обсуждают набор документов для представления в рассказе о своем предприятии, и кто из ребят будет создавать какие из них. Каждое действующее лицо выполняет определенную ему функцию. Особую роль играет директор, который руководит созданием презентации: готовит сценарий, распределяет обязанности, ведет публичное представление предприятия с демонстрацией работ участников своей группы.

На втором этапе учащиеся приступают к выполнению своих обязанностей. Здесь используется весь спектр имеющихся в наличии прикладных программ с учетом поставленных перед персонажем целей.

Третий этап включает объединение работы сотрудников всех ведущих отделов "Предприятия” и подготовку сценария презентации.

На четвертом этапе директора рассказывают о своем предприятии и демонстрируют выполненные работы.

На заключительном этапе обсуждаются результаты игры.

Директора всех "Предприятий” представляют своих сотрудников, их работу, рассказывают о проблемах, которые им пришлось решать в процессе создания презентации, о перспективах внедрения информационных технологий в деятельность своего "Предприятия”, отвечают на вопросы присутствующих. Отмечаются интересные решения, творческие находки. Для ведения обсуждения обыкновенно предлагаем ответить на следующие вопросы:

  • Что из увиденного вам понравилось?
  • Что захотелось внедрить на "своем предприятии” ("переманить” дизайнера, умеющего ярко представить свое производство, внедрить систему автоматического ведения учета…)?
  • Выступление директора какого предприятия было наиболее грамотным, артистичным, убедительным?
  • Какие из предложенных новаций вас заинтересовали?

Игра дает широкие возможности для применения учащимися своих творческих способностей, развитие полемических и ораторских способностей.

Практика проведения уроков информационных технологий с использованием деловой игры способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, стимулирует познавательную активность и развивает творчество. Работа учеников во время игры предполагает создание со стороны учителя максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала, развитие воображения, фантазии, мышления. Не менее важным является то, что, участвуя в игре, даже "неудачники” могут достигнуть успеха.

Категория: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ | Добавил: admin
Просмотров: 121 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск
Copyright MyCorp © 2017
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru