Цель: расширить знания учащихся по системе координат на плоскости, закрепить навык нахождения координат точки и построения точки по её координатам. Задачи: - расширить кругозор учащихся и углубить знания по предмету;
- привить навык работы с дополнительной литературой;
- воспитать взаимовыручку, аккуратность, внимание;
- решить нестандартные задачи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактические материалы, портреты известных математиков, линейка, модель координатной прямой, координатной плоскости, шахматная доска с фигурами. Этапы занятия. | Деятельность учителя. | 1. Орг. момент. Сообщение темы и цели занятия. | Организует класс для работы, проверяет готовность к занятию учащихся. | 2. Активизация познавательной деятельности учащихся. | Учитель: Расшифруйте имя математика, который впервые ввёл в употребление координатную прямую. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координаты. ___ (-3.5); ___(-5.5); ___(1); ___(4); ___(-1.5); ___(-7). Ответ: ДЕКАРТ. Задание демонстрируется на мультимедийном экране | 3. Устный журнал "Хочу всё знать". (доклад учащегося). | Предлагает ученикам выслушать доклад на тему "Декарт". Рене Декарт - известный французский математик, физик и философ. В XVII в. математика, механика, астрономия получили широкое развитие. Отрицательные числа, применение которых значительно облегчило математические вычисления, все более прочно входят в математику. Еще в 20-х годах XVII в. ученик Стевина, фламандский математик А. Жирар, решая уравнения, систематически учитывает и отрицательные корни и пользуется отрицательными числами наравне с положительными. В знаменитом произведении французского математика, физика и философа Декарта "Геометрия", изданном в 1637 г., описывается геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел; положительные числа изображаются на числовой оси точками, лежащими вправо от начала 0, отрицательные - влево. Геометрическое истолкование положительных, и отрицательных чисел привело к более ясному пониманию природы отрицательных чисел, способствовало их признанию. Представляя положительные и отрицательные корни уравнений противоположно направленными отрезками, Декарт тем самым считал, что эти корни равноправны, одинаково реальны, хотя и продолжал по традиции называть одни истинными, другие - ложными. Изложение метода координат было впервые опубликовано в "Геометрии" Декарта в 1637 г. Отсюда и названия: "Декартова система координат", "Декартовы координаты". | 4. Объяснение нового материала. | Учитель (демонстрирует рисунки на мультимедийном экране): На рисунке вы видите три билета: в цирк, на поезд и в театр. На каждом из них дано описание того, где находится место владельца данного билета: на билетах в цирк и в театр это номер ряда и номер места в этом ряду, а на билете на поезд - номер вагона и номер места в этом вагоне. Описание того, где расположен тот или иной объект (предмет, место), называют его координатами. Так, на билете в цирк номер ряда и номер места в ряду - координаты этого места. Вы уже знакомы с координатной прямой и умеете выполнять две операции: отмечать на координатной прямой точку с заданной координатой и, наоборот, определять координату заданной точки. В жизни с похожей ситуацией мы сталкиваемся при движении по трассе, вдоль которой стоят столбы с километровыми отметками. Если же движение происходит не по трассе, а, например, по морю, где нет никаких столбов, или по воздуху, или даже в космосе, то с определением места нахождения объекта дело обстоит сложнее. Уже в древности для определения своего местонахождения люди начали пользоваться такими координатами, как широта и долгота, с которыми вы познакомитесь или, возможно, уже познакомились на уроках географии. | 5. Обучающая самостоятельная работа. | Делит детей на 4 группы, даёт объяснение выполнения задания (используя мультимедийный проектор), раздаёт карточки с заданиями. Образец Запишите координаты фигур, расположенных на шахматной доске. Ферзь: a4, d3 Слон: c8. Ладья: a8, f8 Пешка: e4, f3, : Конь: f6 Король: e2, g8. Задания для групп даны в приложении №1. | 6. Повторение темы "Координатная плоскость". | Фронтальный опрос по вопросам: Можно ли утверждать, что на рисунке изображены координатные прямые? Почему? Под каким углом расположены эти прямые друг к другу? Охарактеризуйте точку пересечения этих прямых. Что напоминает запись А(2; 3)? Чем она отличается от записи координаты точки на координатной прямой? Под каким углом из точки А проведены стрелки к прямым Ох и Оу? Какая связь между точками координатных прямых, на которые указывают стрелки, и записью А(2; 3)? Как называются координатные оси? Как называются координаты точек? | 7. Закрепление ЗУН. | Дидактическая игра "Шифровка". № 4 Посмотрите внимательно на рисунок. С помощью него можно составлять шифровки. Некоторые точки координатной плоскости обозначены буквами русского алфавита. Зашифруйте имя древнегреческого мыслителя Архимеда. Что вы могли бы рассказать об этом человеке? А ( ; ) Р ( ; ) Х ( ; ) И ( ; ) М ( ; ) Е ( ; ) Д ( ; ) | 8. Итог урока. | Просит подвести итог занятия одному из учащихся. | 9. Домашнее задание. | Задание (на карточках) "Остров сокровищ". Нарисуйте на клетчатой бумаге оси координат (за единицу можно выбрать расстояние в две клетки). Постройте точки, соответствующие дубам, и определите координаты пещеры с сокровищами. А теперь начните заполнять карту острова Сокровищ. Нанесите на карту различные объекты (колодец, наблюдательную вышку, склад, пальмовую рощу и т. д.), опишите их положение с помощью координат. |
|