Цели: - ознакомить с алгоритмом деления десятичной дроби на натуральное число;
- способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний;
- побуждение мыслительной деятельности, развитие вычислительных навыков, укрепление памяти;
- привитие интереса к предмету;
- воспитание познавательных интересов; чувства патриотизма, ответственности;
Ход урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания. 3. Устный счет 1) математическая зарядка а) я называю детям число, а они его читают справа налево: б) теперь называю число, дети должны прибавить к каждому разряду 1 и прочитать справа налево: 2) выполните действия: – 3,5 + 1,7 4,7 + (- 8,1) – 2,9 + (-3,1) | – 4,2 + 9 5 + (-2,3) – 3,4 +3,4 |
– Итак, ребята, вы получили заряд бодрости, математическую закалку. Ведь еще русский ученый говорил: " Математика- гимнастика ума”. Ребята, вы знаете, что кроме натуральных чисел, есть дробные числа: обыкновенные дроби и десятичные дроби, с которыми вы недавно познакомились. Какие действия вы умеете выполнять с десятичными дробями? (Учащиеся перечисляют.). А сегодня вы познакомитесь еще с одним действием – действием деления десятичной дроби на натуральное число. Итак, цель нашего урока: научиться делить десятичную дробь на натуральное число. Для этого мы с вами сначала напишем диктант. 4. Диктант (У детей на партах лежат 2листочка, на одном из них они решают, а на другом записывают только ответы.) – Итак, готовы? 1) выполните в столбик деление: 2415:23 2) выполните в столбик деление: 1456:52 3) моток проволоки, в котором было 2345 см, разделили на 5 равных частей. Найдите длину каждой части. 4) Моток проволоки, в котором 23,45 м, разделили на 5 равных частей. Найдите длину каждой части в метрах. 5) В Турляндии 4 человека копали канаву. Один заработал 20,7 турлика, второй-21,2 турлика, третий- 20,3 турлика, четвертый-21,8турлика. Заработанные деньги были разделены поровну. Сколько турликов получил каждый? Учитель объявляет, что диктант окончен, дети сдают листочки. (Второй вариант ответов остается у детей для проверки.) Проверяем, ребята. Один из учащихся называет ответ, остальные сигнализируют зелеными сигнальными карточками свое согласие и ставят на полях "+” или красными несогласие и ставят на полях "–” . После проверки каждый ученик ставит себе оценку. 1. Изучение нового материала. Задача. Моток проволоки длиной 49,28м разделили на 4 равные части. Сколько метров составляет 1 часть? Дети решают: 49,28 м = 4928 см 4928 : 4 = 1232 (см) 1232 см = 12,32 м А можно было сразу найти длину 1 части в метрах? Как? 49,28 : 4 = Так давайте будем делить, не обращая внимания на запятую. Стоп! Мы знаем, что в этом месте в ответе должна быть запятая! Что произошло в ходе деления особенного, подсказывающего: необходимо поставить запятую? Кончилось деление целой части. "Сигналом ” было снесение цифры 2, которая стояла в дробной части, в разряде десятых. После этого в частном была поставлена запятая и деление продолжено: Итак, ребята, как только в ходе деления десятичной дроби на натуральное число снесена цифра, стоящая в разряде десятых, в частном надо ставить запятую. Решим вместе примеры: 1) 26,19 : 3 .Давайте выделим цифру, стоящую в разряде десятых, чтобы не забыть: когда надо поставить запятую. Ребята, как же разделить десятичную дробь на натуральное число? (Дети сами формулируют правило.) Представьте: 5 в виде десятичной дроби. (5 = 5,0 = 5,000 …) 2) 7 : 25 = 7,0000 : 25 6. Работа в рабочей тетрадиРебята самостоятельно выполняют задания № 3, 4 на с. 25. По окончании этой работы с помощью сигнальных карточек проверяем правильность заполнения. 7. Дидактическая игра "О, счастливчик”Правила игры вам, ребята, известны, а задания на столе. Итак, внимание. Решив первый пример, вы мне называете номер карточки и букву. Приступайте. 1) 13,59 : 3 2) 39,6 : 11 3) 12,4 : 8 4) 5,3 : 5 5) 50,4 : 14 6) 62,4 : 12 7) 21,6 : 16 | 8) 285,6 : 8 9) 108,4 : 4 10) 23,87 :7 11) 243,9 : 9 12) 18,2 : 13 13) 58,5 : 15 14) 25,2 : 7 | 15) 3,18 : 3 16) 212,8 : 14 17) 313,2 : 87 18) 7 : 125 19) 167,2 : 11 20) 325,2 : 12 21) 285,6 : 8 |
А | Б | Д | И | К | М | Н | О | Р | С | Т | Ш | Я | 27,1 | 3,41 | 5,2 | 1,35 | 3,9 | 4,53 | 35,7 | 3,6 | 1,06 | 0,056 | 15,2 | 1,4 | 1,55 |
Б | А | Ш | К | О | Р | Т | О | С | Т | А | Н | | | | | | | | | | | | | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
8. Подведение итогов.9. Домашнее задание
|