Цели и задачи: - познакомить с правилами деления окружности на 7 равных частей;
- совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами;
- развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество;
- способствовать развитию интереса к техническому творчеству;
- расширение кругозора.
Материалы и инструменты: - Компьютер учителя (ноутбук), мультимедийный проектор, экран;
- слайдовая презентация к занятию; циркуль для доски;
- цветная бумага и картон, простые и цветные карандаши, ножницы, циркули ученические, клей, нитки.
План занятия: - Организационная часть (подготовка к работе).
- Актуализация опорных знаний.
- Введение нового материала.
- Практическая работа, объяснение и показ основных методов выполнения работы.
- Подведение итогов занятия, обсуждение выполненной работы.
- Уборка рабочих мест.
Ход занятия 1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию. – Какой сейчас месяц? (Декабрь) – К какому празднику мы начинаем готовить в этом месяце? (Новому году) – Какая традиция в этот праздник? (Наряжать елку) – Чем украшали зеленую красавицу? (Игрушками) – А мы сегодня с вами тоже будем делать новогоднюю игрушку "Зайчик”, но сначала мы повторим элементы круга: – Нарисовать круг; – Это фигура или линия (фигура); – Провести радиус и обозначить; – Провести диаметр и обозначить; – Как называется заштрихованная часть круга? (Сектор) Повторение геометрических тел: Назовите геометрические тела, боковые грани которых – треугольники (пирамиды). Рис. 1 (Показать пирамиды). Нарисуйте разные варианты разверток 3– 4–6 угольных пирамид. Рис. 2 Задание: Найдите правильные развертки пирамид (2, 4, 6) (2 чел. за доской, остальные в тетради) ПРОВЕРКА! 2. Физкультминутка. БЫСТРО все ребята встали Руки БЫСТРО вверх подняли. БЫСТРО хлопнули 5 раз. А теперь морганье глаз: БЫСТРО-БЫСТРО поморгали И… ногами постучали. БЫСТРО влево наклонились И сейчас же распрямились! Вправо-влево 10 раз – Отдохнул уставший класс… Как пингвины полетели И за парты тихо сели!
3. Объяснение нового материала. Вы уже умеете делить окружность на 2, 3, 4, 6, 8 и 12 равных частей при помощи циркуля, а сегодня мы с вами научимся делить окружность на 7 равных частей. "История циркуля” 4. Правила техники безопасности при работе с циркулем. Рис. 3 Деление окружности на семь равных частей (рис. 3) выполняется в следующей последовательности: - Начертить окружность радиуса R30. Проведите два взаимноперпендикулярных диаметра. При пересечении окружности и горизонтального диаметра отметьте точку 1.
- Из точки 1 радиусом, равным радиусу окружности R30, проводим дугу, которая пересечет окружность в точке А и А/.
- Соединяем точки А и А/.
- При пересечении прямой АА/ и горизонтального диаметра отметим точку В.
- Расстояние АВ откладываем от точки 1 по окружности семь раз и получают искомые точки 1 – 7.
- Соединяем центр окружности О с каждой точкой окружности (1–7).
Итак, мы сегодня будем делать новогоднюю игрушку–подвеску "Зайчик”. 5. Практическая работа новогодняя игрушка – подвеска "Зайчик” (рис. 4). Рис. 4 Сейчас начинаем практическую работу. Рис. 5 - Для новогодней игрушки "Зайчик” используем лист серо-белого картона.
- На изнаночной стороне картона чертим окружность R90 (циркуль откладываем, не сдвигая ножки).
- Проводим два взаимноперпендикулярных диаметра.
- При пересечении окружности и горизонтального диаметра отмечаем точку 1.
- Из точки 1 радиусом, равным радиусу окружности R90, проводим дугу, которая пересечет окружность в точке А и А/.
- Соединяем точки А и А/.
- При пересечении прямой АА/ горизонтального диаметра отметим точку В.
- Расстояние АВ откладываем от точки 1 по окружности семь раз и получают искомые точки 1–7.
- Все семь точек соединяем с центром окружности.
- Все семь точек соединяем с 1по 7.
- Все линии рицевать (продавливать) шариковой ручкой.
- Вырезаем круг.
- Разрезаем по радиусу, где стоит точка 4, и разрезаем седьмой сектор.
- Сгибаем по всем линиям.
- Получили развертки двух 3-угольных пирамид.
- Складываем и склеиваем каждую пирамидку.
- Склеиваем между собой эти пирамидки.
- Используя шаблоны (голова, лапки, хвост), наклеиваем их на склеенные пирамидки (туловище)
- Получилась игрушка – подвеска "Зайчик”.
- Оформление по собственному замыслу.
6. Итог занятия – Что нового вы узнали на занятии? – При помощи, какого инструмента научились делить окружность на 7 равных частей? – Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку. – Уборка рабочих мест.
|