Цель: развивать конструктивные и исследовательские умения и навыки
учащихся на примерах решения задач, связанных с разверткой пирамиды.
Задачи:
- Формировать умения: строить развертку пирамиды; выполнять построения на
плоской фигуре, чтобы она стала разверткой пирамиды;
- Научить: узнавать геометрическое тело по развертке; выполнять вычисления
по развертке.
Оборудование:
- модели пирамид;
- модели разворачиваемых пирамид;
- наборы планиметрических фигур (треугольники, квадраты).
Ход занятия
I. Сообщение темы и цели занятия. Постановка задач.
II. Сообщения учащихся о пирамиде.
На предыдущем занятии дается задание приготовить небольшое устное
сообщение о пирамиде, рассказ из нескольких предложений, содержащий любые
сведения по теме помимо учебника. Любые сообщения оцениваются.
III. Повторение теоретического материала, изученного на уроках.
1. Закончите предложения.
- Пирамидой называется...
- Высотой пирамиды называется....
- Пирамида называется правильной...
- Апофемой правильной пирамиды называется...
- Площадью полной поверхности пирамиды называется...
- Площадью боковой поверхности пирамиды называется...
2. Ответьте на вопросы по рисунку.
3. Блиц-опрос
IV. Решение задач на развертки пирамиды.
1. Из каких фигур может состоять развертка пирамиды? Рассматривается пример
развертки на конкретной модели четырехугольной или треугольной пирамиды.
Например:
Рисунок 1
2. Среди данных разверток выбрать развертки пирамид, определить их вид,
назвать боковые ребра и вершины основания.
Ответы:
а) развертка правильной четырехугольной пирамиды;
б) развертка пирамиды с квадратом в основании и ребром перпендикулярным
плоскости основания;
в) развертка призмы;
г) развертка правильной треугольной пирамиды с взаимно перпендикулярными
боковыми ребрами;
д) усеченная пирамида.
3. Построить развертку пирамиды, в основании которой лежит правильный
треугольник, а боковое ребро перпендикулярно плоскости основания.
Сторона основания и высота пирамиды выбираются произвольно. Развертка
строится с помощью чертежных инструментов. Чтобы проверить, правильно ли
построена развертка, можно ее вырезать и свернуть пирамиду. Один из вариантов
развертки:
Рисунок 2
V. Решение задач в группах.
Класс делится на группы. Каждое задание обсуждается коллективно, затем
заслушиваются варианты решений.
Задание №1.
- Может ли правильный треугольник быть разверткой пирамиды? (Раздать
заготовки правильных треугольников.)
- Определите вид этой пирамиды и найдите площадь ее боковой поверхности,
если сторона треугольника равна а?
Ответ. Перегнуть треугольник по средним линиям и совместить его вершины.
Задание №2. Может ли тупоугольный или прямоугольный треугольник быть
разверткой пирамиды? (Раздать заготовки прямоугольных и тупоугольных
треугольников.)
Почему не может? (Каждый плоский угол при вершине пирамиды должен быть
меньше суммы двух других.) Это выполняется не всегда.
Задание №3. Может ли разверткой пирамиды быть квадрат со стороной а?
(Раздать заготовки квадратов.)
Если может, то найдите площадь боковой поверхности пирамиды. Ответ.
VI. Итог занятия. Домашнее задание.
Построить развертку пирамиды, в основании которой лежит квадрат, а боковое
ребро перпендикулярно плоскости основания. Изготовить модель данной пирамиды.
|