Цели урока:
- Образовательные:
- способствовать формированию и закреплению ЗУН
в работе нахождения процента от величины;
расширить знания учащихся по теме и показать
необходимость этих знаний в жизни.
- Развивающие:
- способствовать развитию умения
концентрировать внимание, совершенствованию
логического мышления, развитию
аргументированной математической
речи;
- способствовать повышению познавательной
активности и интереса к предмету.
- Воспитательные:
- способствовать воспитанию воли и настойчивости
при достижении конечных результатов
Оборудование: компьютер, операционная
система Microsoft Windows XP, программы Microsoft PowerPoint,
Microsoft Word, мультимедиапроектор.
Структура урока.
- Организационный момент. Сообщение темы и цели
урока (2 мин.).
- Актуализация опорных знаний и умений у учащихся
в устной работе и с краткой записью ответа с
самопроверкой (8 мин.).
Решение задач на применение знаний в
измененной ситуации (15
мин.)
- Физкультурная минутка (2 мин.).
- Работа с учебником. Практикум. (13 мин.).
- Постановка домашнего задания (3 мин.).
- Подведение итогов урока (2 мин.).
На уроке используется наглядная презентация,
выполненная средствами Microsoft PowerPoint.
Время реализации занятия: 45 минут.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Устная работа
1) В автобусном парке 50% составляют городские
автобусы, 80% остальных – автобусы
международного класса. Каких автобусов больше –
городских или международного класса?
2) Какую часть величины составляют:
1%; 10%; 20%; 25%;
50%; 75%.
3) Найдите:
Запишите ответы или краткое решение в тетради.
20% от 165;
25% от 204;
50% от 57;
75% от 80 |
60% от 8 ц;
15% от 10 кг;
12% от 7000 руб.
200% от 72 л |
Решение:
20% = 1/5;
165 • 1/5 = 165:
5 = 33;
25% = 1/4
204 : 4 = 51;
50% = 1/2
57: 2 =
28,5;
75% =3/4
80• ? = 80 : 4 • 3 =
60;
60%; = 0,6
8 • 0,6 = 4,8 (ц);
15% = 0,15
10• 0,15 = 1,5 (кг);
12% = 12/100 7000 •
12/100 = 7000:100 • 12 = 940 (руб.)
200% = 2
72 • 2 = 144 (л)
4) Цена книги понизилась на 10%. Найдите новую
цену книги, если прежняя составляла 40 руб.
3. Формирование умений и навыков
Задача 1
В начале года цены на машины повысили на 20%. В
конце года при распродаже цены на машины
понизились на 20%. Сравните новую цену на машины с
первоначальной.
Вопросы учащимся:
– Как вы думаете, изменится ли цена на
машины?
Выслушать различные мнения, предложить
практическую проверку, взяв конкретную цену на
машины и выполнить вычисления. Для удобства
проверки можно организовать работу в группах.
– Подумайте, повысится или понизится
цена в сравнении с первоначальной.
– При любой ли первоначальной цене стоимость
машины будет меньше? Почему так происходит?
Решение:
Предположим, что автомобиль стоил 200 тысяч
рублей, тогда:
20% = 1/5, значит
200 : 5 = 40 (тыс. руб.) – на столько повысилась цена
200 + 40 = 240 (тыс. руб.) – новая стоимость, после
повышения
240 : 5 = 48 (тыс. руб.) – на столько понизилась цена
машины
240 – 48 = 192 (тыс. руб.) – цена машины в конце года
Таким образом, цена на автомобиль стала на 8 тыс.
руб. меньше
Ответ: цена станет меньше.
Вывод: Если цену на товар сначала
повысить на какое – то количество процентов, а
затем снизить на столько же процентов, то новая
цена будет ниже первоначальной.
Вопрос учащимся:
– Как вы думаете, а если наоборот: сначала
снизить цену на 20%, а затем повысить на 20% то
какой будет цена в сравнении с первоначальной?
Решение:
Предположим, что автомобиль стоил 200 тысяч
рублей, тогда:
20% = 1/5, значит
200 : 5 = 40 (тыс. руб.) – на столько понизилась цена
200 – 40 = 160 (тыс. руб.) – новая стоимость, после
понижения
160 : 5 = 32 (тыс. руб.) – на столько повысилась цена
машины
160 + 32 = 192 (тыс. руб.) – цена машины в конце года
Таким образом, цена на автомобиль стала на 8 тыс.
руб. меньше
Ответ: цена станет меньше.
Сделайте вывод
Задача 2
В двух магазинах продавали одинаковые конфеты
по одной цене. В первом магазине цену увеличили
на 10%, а через месяц – еще на 20%. Во втором магазине
цену на конфеты подняли сразу на 30%. Одинаковы ли
новые цены на конфеты в этих магазинах?
Вопросы учащимся:
– Как вы думаете, одинаковы ли будут цены?
– Проверьте свои предположения.
Решение:
Предположим, что первоначальная цена конфет 300
рублей
1 магазин |
Повышение в руб. |
Стоимость после повышения |
10% от 300 руб. |
30 руб. |
330 руб. |
20% от ? руб |
|
|
1 магазин |
Повышение в руб. |
Стоимость после повышения |
10% от 300 руб. |
30 руб. |
330 руб. |
20% от 330 руб |
66 руб. |
396 руб. |
2 магазин |
Повышение в руб. |
Стоимость после повышения |
30% от 300 руб. |
90 руб. |
390 руб. |
Вопросы учащимся:
– При любой ли первоначальной цене в первом
магазине новая цена будет больше?
– Почему так происходит?
– Верно ли, что в первом магазине в общей
сложности цена выросла на 30%?
Вывод: Если цена поднялась
несколько раз на какое – то количество
процентов, то она будет выше, чем, если бы она
поднялась сразу на это же количество процентов.
4. Закрепление: № 121; № 126; № 127
5. Итоги урока
Вопросы учащимся:
– Как найти процент от числа?
– Если увеличить число на какое-то количество
процентов, а затем уменьшить полученное число на
столько же процентов, как изменится число? А если
сначала уменьшить, а потом увеличить число?
– Предположим, какое-то число уменьшили на 10%, а
затем результат еще уменьшили на 10%. Сравните
полученное число с тем, которое получилось бы,
если бы данное число сразу уменьшили на 20%.
– Что больше 15% от 17 или 17% от 15?
6. Домашнее задание.
Подготовить творческую работу по одной из
предложенных тем:
– Проценты в окружающем нас мире;
– Веселые истории в стране процентов;
– Исследование по теме: «Проценты и действия над
ними в профессиях родителей»;
– Сочините сказку (стихотворение, кроссворд,
и т. д.);
– Если есть возможность работать на компьютере,
то подготовьте презентацию по теме «Проценты»;
– Придумайте и оформите с решением свою
задачу (задачи) на проценты.
– Обратите внимание на то, чтобы ваши работы
были интересны по содержанию, содержали верную
математическую информацию по теме, были красиво
оформлены.
|