Вид урока – смешанный (разные формы работы: беседа, устная фронтальная работа, индивидуальная работа с учащимися)
Цели:
научить складывать дроби с одинаковыми знаменателями;
закрепить знания о дробях, полученных на предыдущих уроках;
развитие интереса к математике, памяти, логического мышления, устной речи учащихся при проговаривании правил.
Ход урока
1.Орг.момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Мы проверим, всё ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка.
2. Повторение пройденного.
Фронтальное задание.
-Ребята, давайте дружно, вместе прочитаем стихотворение, вставляя пропущенные слова.(слова на карточках, на доске).
Словарная работа: (дети читают слова хором: черта, числитель, знаменатель, верста, обыкновенной)
-Верста-это единица измерения расстояния в старину, которая равнялась-1км.200м.
Каждый может за версту
Видеть дробную ………
Над чертой……….. Знайте!
Под чертою ………
Дробь такую непременно
Надо звать………………
-Прочитайте дробь. (2/7)
-Как называется число над чертой? (числитель)
-Что обозначает это число?
-Как называется число под чертой? (знаменатель)
-Что обозначает это число?
-Какой знак действия заменяет черта? (деление)
3.Сообщение темы урока
(на доске- круги разделённые на 4,6,8 частей; у учащихся такой же раздаточный материал)
а)-На сколько равных частей разделён голубой круг? (на 6 частей)
-Возьмите 2/6 части круга, а потом ещё 3/6 части круга.
- Сколько частей вы взяли? (5/6)
б)- На сколько равных частей разделён оранжевый круг? (на 8 частей)
-Возьмите 3/8 части круга, а потом ещё 4/8 части круга.
-Сколько частей вы взяли? (7/8)
в) – На сколько равных частей разделён зелёный круг? (на 4 части)
-Возьмите ¼ часть круга, а потом ещё 2/4 части круга.
-Сколько частей вы взяли? (3/4)
-Ребята, как вы узнали, сколько частей вы взяли всего?
-Какое действие вы произвели с этими дробями? (сложение)
-Вот вы и назвали тему нашего урока: «Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
4. Работа в тетрадях.
-Открываем тетради, отступаем 4 клетки вниз,4 в сторону.
-Записываем число, и тему урока.(обратить внимание на посадку при письме)
5.Работа по изучению нового.
-Я хочу показать вам необычный цветок, у которого лепестки разных цветов.
-С помощью лепестков этого цветка мы научимся складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
1 лепесток.
Этот красный лепесток
Начинает наш урок
Устный счёт мы проведём
И рекорды все побьём.
(карточки для: а)сильных учащихся- сложнее, для б) слабых учащихся- легче)
Карточки:
а) л- 3:8 ё – 2:8
й- 7:8 т – 4:8
ж- 1:8 ы – 5:8
Задание: -Запишите в виде дробей частные и расположите в порядке возрастания.
б) 3/8- л, 7/8- й, 1/8 -ж, 4/8- т, 2/8-ё, 5/8 – ы.
Задание: -Запишите дроби в порядке возрастания.
-Выполнив задание, вы узнаете цвет лепестка, который будет сорван следующим.
-Проверяем!
-Прочитайте дроби.
-Что одинаковое в данных дробях? (знаменатель)
-Какое слово получилось? (жёлтый)
2 лепесток.
Вдруг наш жёлтый лепесток
Улетает на восток
К нам с востока возвращается
Работа продолжается. (новый материал)
(один ученик у доски, остальные в тетрадях)
-Какие геометрические фигуры нарисованы? (треугольник, прямоугольник)
Задание1.
-На сколько равных частей разделён прямоугольник?( на 4 части)
-Закрасьте ¼ часть прямоугольника- синим цветом, а 2/4 части – красным цветом.
-Какая часть прямоугольника закрашена синим цветом, красным цветом?
-А сколько всего закрашено? (3/4)
-Какой знак действия нужно поставить между ¼ и 2/4, чтобы получить ¾? (плюс)
Задание 2.
-На сколько равных частей разделён треугольлник? (на 5 частей)
-Закрасьте 2/5 части –синим карандашом, а 2/5части – красным карандашом.
-Какая часть треугольника закрашена синим цветом, красным цветом? (2/5 и 2/5)
-Сколько всего частей закрашено? (4/5).
-Какой знак действия нужно поставить между 2/5 и 2/5, чтобы получить 4/5? (плюс)
-Давайте сделаем вывод.
-Как же сложить дроби с одинаковыми знаменателями? (ребята своими
словами формулируют правило, а затем свои выводы сравнивают с правилом в
учебнике)
-Открываем учебник на стр.108 –читаем правило.
3 лепесток.
Зелёный лепесток
Продолжает наш урок
У доски мы порешаем
Без ошибок посчитаем.
-Задание: Решить примеры № 377.(по одному учащиеся решают у доски с объяснением)
2/5+1/5= 4/8+ 3/8=
4 лепесток.
Этот белый лепесток
Он пойдет ребятам впрок
Вот его мы отрываем
Отдохнём и поиграем.
6 лепесток.
Фиолетовый лепесток
Его мы отрываем
И кое – что узнаем.
а) Домашнее задание: № 376, правило.
б) – Ответь на вопрос:
-Как же сложить дроби с одинаковыми знаменателями? (повторение правила)
в) игра "Самый внимательный"
-Сколько всего было лепестков у цветка?
-Назовите все цвета лепестков, которые помогли провести урок.
- А теперь, назовите их в той последовательности, в которой они были
оторваны в течение урока.(красный, жёлтый, зелёный, белый, голубой,
фиолетовый)
г) Рефлексия.
-Обратите внимание на наш цветок.
-Почему он теперь не радует наших глаз? (оторваны лепестки)
-Часто ли встречаете подобные явления в жизни, когда люди безжалостно
уничтожают красоту природы: рвут охапками цветы, ломают деревья) (ответы
детей)
-А сейчас, давайте цветку вернём его былую красоту.
-Каждый возьмёт лепесток такого цвета, который отражает ваше настроение от урока.
На доске:
Зеленые лепестки – мне всё понятно, у меня всё получилось.
Жёлтые лепестки – у меня ещё есть ошибки, но я старался.
Красные лепестки – я ничего не понял, у меня ничего не получилось.
д) Поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало
урока, теперь – левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем
уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на
уроке.(дети хлопают )
-Вы хорошо потрудились. Спасибо вам! Урок окончен!