Цель занятия: сформировать представления
об основных понятиях цилиндра.
Задачи занятия:
- образовательные – познакомить с
определениями цилиндра как геометрического тела
и тела вращения, изучить основные элементы
цилиндра, сформулировать понятие поверхности
цилиндра, закрепить знания, умения и навыки на
практике;
- развивающие – развивать
пространственное воображение и логическое
мышление учащихся;
- коррекционные – развивать
слухозрительное восприятие речи и навыки
речевого общения;
- воспитательные – воспитывать умения
внимательно относиться к выполняемым действиям,
формировать познавательные интересы, прививать
каждому учащемуся вкус к самостоятельной,
активной и творческой деятельности.
Тип занятия – комбинированный.
Необходимое оборудование, материалы и
инструменты:
- персональный компьютер с мультимедийным
проектором и экраном;
- авторские презентации с рисунками,
подготовленные с помощью CorelDRAW X4 и Microsoft Power Point 2003;
- авторская рабочая тетрадь по стереометрии;
- модели тел вращения (цилиндр, конус, усечённый
конус, шар и сфера), многоугольники из цветного
картона (квадрат, прямоугольник, параллелограмм,
ромб и круг), развёртки цилиндров (при , , , и );
- клей, цветная или плотная бумага;
- цветные карандаши, линейка, циркуль, резинка и
ножницы.
Структура занятия.
- Организация начала занятия (2 мин.).
- Ознакомление с темой занятия, постановка её
цели и задач (3 мин.).
- Проверка домашнего задания (7 мин.).
- Проверка знаний и умений учащихся по
пройденному материалу (13 мин.).
- Изложение нового материала (20 мин.).
- Закрепление нового материала (35 мин.).
- Подведение итогов занятия и постановка
домашнего задания (3 мин.).
- Организация окончания занятия (2 мин.).
Ход занятия
1. Организация начала занятия
Деятельность преподавателя: приветствует,
проверяет отсутствующих и готовность учащихся к
занятию (наличие слуховых аппаратов, рабочих
тетрадей, письменных и чертёжных
принадлежностей).
Деятельность учащихся: приветствуют и
слушают преподавателя, проверяют свою
готовность к занятию.
2. Ознакомление с темой занятия, постановка её
цели и задач
Деятельность преподавателя: сообщает тему,
цель, задачи и структуру занятия.
- Тема нашего сегодня занятия называется
"Цилиндр”.
- Цель занятия – сформировать
представления об основных понятиях цилиндра.
- Задачи, которые мы должны выполнить на
занятии – это познакомиться с
определениями цилиндра как геометрического тела
и тела вращения, изучить основные элементы
цилиндра, сформулировать понятие поверхности
цилиндра, закрепить знания, умения и навыки на
практике. Будем развивать пространственное
воображение, логическое мышление,
слухозрительное восприятие речи и навыки
речевого общения. Воспитывать в себе
внимательность к выполняемым действиям,
формировать познавательные интересы, прививать
вкус к самостоятельной, активной и творческой
деятельности.
- На занятии проверим домашнее задание, повторим
раннее изученный материал, послушаем лекцию по
новой теме и выполним практические задания в
рабочей тетради.
Деятельность учащихся: слушают
преподавателя.
3. Проверка домашнего задания
Деятельность преподавателя: проверяет
домашнее задание,
поясняет краткие обозначения в рабочей тетради, отвечает на вопросы
учащихся и корректирует не верно выполненные
задания.
Деятельность учащихся: показывают
выполненное домашнее задание, задают и отвечают
на вопросы голосом и жестами, выполняют при
необходимости записи верных ответов в своих
тетрадях.
4. Проверка знаний и умений учащихся по
пройденному материалу
Деятельность преподавателя: проводит
словарный диктант (считывание с губ) и задаёт
вопросы по пройденной теме. Внимательно посмотрите на губы, запишите
слова и дайте им определения.
1. Многогранник.
2. Многоугольник.
3. Грань.
4. Ребро.
5. Вершина.
- Какую тему мы с Вами изучали на прошлом занятии?
- Пожалуйста, выберите на моем столе
геометрические тела, которые не относятся к
многогранникам (подходят к столу и выбирают). Как
они называются?
- Сформулируйте определение тела вращения.
- Какие основные элементы тел вращения вы знаете?
- Что называется осью тела вращения?
- Что назовём образующей тела вращения?
Деятельность учащихся: пишут словарный
диктант, проговаривают вслух, отвечают на
вопросы голосом и жестами.
5. Изложение нового материала
Деятельность преподавателя: представляет
новый материал в виде лекции с помощью
презентации (Презентация 1). Формулирует тему
лекции и цель, характеризует её профессиональную
значимость, новизну и степень изученности.
Излагает содержание лекции в соответствии с
планом последовательно, логично,
аргументировано, с выделением главных вопросов и
представлением основного материала
одновременно в словесной форме и с
использованием вспомогательных средств
обучения неслышащих учащихся дактильную и
жестовую речь. Использует наглядные
геометрические модели и фигуры. Формулирует
способы построения цилиндра, его основных
элементов и развёрток. Обращает внимание
учащихся на правильность произношения терминов.
Подводит общий итог лекции, обобщает материал,
формулирует выводы по теме лекции. Отвечает на
вопросы учащихся.
Деятельность учащихся: слушают,
проговаривают вслух за преподавателем основные
термины с ударениями, выполняют словарную работу
в рабочей тетради ,
если кто не успел написать или недопонял
сказанное, просят повторить, задают вопросы.
Деятельность преподавателя: организует
физкультминутку.
- Прежде, чем приступить к выполнению
практических заданий, немного отдохнем.
Встаньте, пожалуйста, поднимите руки и
потянитесь. Вытяните руки на уровне плеч и
повторяйте за мной голосом и жестами: "Раз, два,
три, четыре, пять (правой рукой)! Раз, два, три,
четыре, пять (левой рукой)! Наши пальчики опять
пишут, говорят, и вырезают. Как всегда гранит
науки изучают (обеими руками)!”.
Деятельность учащихся: выполняют
физкультминутку.
6. Закрепление нового материала
Деятельность преподавателя: проводит
закрепление нового материала в виде выполнения
практических заданий в рабочей тетради
(Презентация 2). Сообщает цель и структуру
практической работы и рекомендации по её
выполнению. Индивидуально каждому учащемуся
записывает в рабочей тетради данные в тексте с
пропусками для заданий №47 и №51. Руководит
деятельностью учащихся при выполнении
практической работы и подводит итоги
выполненных заданий.
Деятельность учащихся: закрепление нового
материала выполняют в виде практических заданий.
Читают текст и с помощью чертёжных
инструментов, следуя инструкциям, выполняют
задания. Задают вопросы преподавателю по
выполнению данных заданий, если что-то не
понятно. Демонстрируют выполненную работу.
7. Подведение итогов занятия и постановка
домашнего задания
Деятельность преподавателя: подводит итоги
занятия и выставляет оценки в журнал. Записывает
на доске домашнее задание: выучить определения и
выполнить задания №24, №26, №30 и №32
Деятельность учащихся: наблюдают,
сравнивают, излагают собственное мнение, делают
выводы. Записывают домашнее задание в тетрадях.
8. Организация окончания занятия
Деятельность преподавателя: благодарит за
активное участие учащихся на занятии и прощается
с ними.
Деятельность учащихся: слушают
преподавателя и прощаются с ним до следующего
занятия по расписанию.
|