Цели урока: - Познакомить учащихся с практическими способами измерения длины окружности и площади круга.
- Развитие математической речи учащихся, формирование умений анализа, синтеза.
- Формирование навыков коллективной творческой деятельности.
Оборудование урока: - Медиапроектор.
- Компьютер.
- Раздаточный материал:
- цилиндры,
- круги различных радиусов,
- палетка.
- Циркули,
- Транспортиры.
- Плакаты с формулами.
- Сигнальные карточки.
Ход урока: I. Устная работа: 1. Решить пропорции: х:42=5:70 42:х=21:2 С помощью сигнальных карточек показать правильный ответ: - х=6
- х=4
- х=3
2. Найти квадрат числа, используя плакат "Квадраты натуральных чисел от 10 до 99”: 42, 24, 56, 63, 91, 18. 3. Найти ошибку в рассуждениях и с помощью сигнальных карточек выразить свое мнение: - если d = 15 см, то r = 30 см;
- центральный угол – это угол АВС;
- точка Е принадлежит только окружности;
- а точка К принадлежит только кругу;
- площадь прямоугольника – это сумма всех его сторон
4. Постановка проблемы урока: Готовясь к уроку, вырезала круги. Осталась бумага в форме прямоугольника со сторонами 15 см и 10 см. Хватит ли мне этой бумаги, чтобы вырезать круг радиусом 7 см ? II. Изучение новой темы. 1. Работа в группах: Группа 1 Задания: - Измерить длину каждой окружности нитью.
- Измерить радиус каждой окружности.
- Вычислить диаметр каждой окружности.
- Разделить длину окружности на диаметр, округлив до сотых.
- Какая получилась закономерность? Сформулировать вывод, ответив на вопрос: Почему отношение длины окружности к диаметру разных окружностей равно…..
Группа 2 Задания: - Отметить на окружности точку А.
- Прокатить окружность по прямой линии от точки А до точки А.
- Измерить длину полученного отрезка.
- Аналогично то же самое проделать с двумя другими окружностями.
- Измерить радиус каждой окружности.
- Вычислить диаметр каждой окружности.
- Разделить длину окружности на диаметр, округлив до сотых.
- Какая получилась закономерность? Сформулировать вывод, ответив на вопрос: Почему отношение длины окружности к диаметру разных окружностей равно…..
Группа 3 Задания: - Начертить три окружности радиуса 1,5 см, 3 см, 4 см.
- Сосчитать сколько квадратных сантиметров в каждом круге.
- Вычислить квадрат радиуса каждого круга.
- Разделить полученную площадь на квадрат радиуса, округлив до сотых.
- Какая получилась закономерность? Сформулировать вывод, ответив на вопрос: Почему отношение площади круга к квадрату радиуса разных кругов равно…..
Группа 4 Задания: - Первый круг сложить так, чтобы получилась 4 равных сектора.
- Второй круг сложить так, чтобы получилось 8 равных секторов.
- Третий круг сложить так, чтобы получилось 16 равных секторов.
- Вырезать по одному сектору из каждого круга.
- Сравнить эти секторы. Сформулировать вывод, ответив на вопрос: Чем больше секторов получается из круга, тем ……... центральный угол, а также тем больше сектор похож на …..
Группа 5 Задания: - Разделить первый круг на сектора, у которых центральные углы по 900.
- Разделить второй круг на сектора, у которых центральные углы по 1200.
- Разделить третий круг на сектора, у которых центральные углы по 450.
4. Ответить на вопрос: 1. Сколько секторов получилось в каждом случае. 2. На сколько секторов будет разделен круг, если у него центральные углы по 20 0, по 12 0? 3. Какой будет центральный угол, если круг разделен на 15 равных секторов? на 72 равных сектора?
Выводы: - 1, 2 и 3 групп – получено одно и то же число,
- 4 группы – сектор похож на треугольник,
- 5 группы - умение находить центральные углы по секторам и наоборот.
Таким образом, выводится формула С = π d = 2πr. 2. Учащимся предлагаются презентации для лучшего запоминания числаπ: Конкина Алексея, Андреевой Светланы, Шкиря Алеси, а также стихотворение о совах: Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах,
О мышах довольно юрких,
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов.
3. Вывод формулы S = πr2 предлагается в виде презентации, сделанной учителем, по ходу которой учащиеся отвечают на вопросы: - Сколько секторов получится, если центральный угол у каждого будет по 10 0 ?
- Чем меньше центральный угол, тем больше сектор напоминает по форме ..……………?
- Таким образом, круг разделили на ….. секторов, которые мы рассматриваем как ………………..?
III. Закрепление новой темы. Учащиеся выполняют: 1. № 383 – дети рассуждают о решениях Маши и Миши – прямая пропорциональность между диаметром (радиусом) и длиной окружности. 2. Мотивация - где находят применение указанные формулы? № 390 – измерить длину веревки колодца – С = π х 30=94,2 (см) Глубина = 25 х 94,2=2355 (см). 3. Решение проблемы, поставленной в начале урока. Хватит ли мне этой бумаги в форме прямоугольника со сторонами 15 см и 10 см, чтобы вырезать круг диаметром 14 см ? Решение: S = π х 49=153,86 (см). Ответ: не хватит. IV. Итог урока:
- что узнали нового?
- выставление отметок,
- домашняя работа: № 388, № 399 – выявить прямую пропорциональность в формуле площади круга, выучить 2 формулы.
|