Цель:
- Активизировать познавательную деятельность
учащихся;
- Развивать интеллектуальные, эмоциональные,
волевые стороны ученика;
- Развить интерес к предмету.
Оборудование:
- Плакат с кроссвордом;
- Плакаты с занимательными задачами;
- Дополнительная литература.
Ход занятия1.Разминка. Задачи-шутки.
- Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он
будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг)
- Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех
углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело
по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих
котят. Спрашивается, много ли ног было на
мельнице? (Две ноги, ибо у кошек лапы.)
- У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру.
Сколько всего детей у отца? (7)
- Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в
самолетах – голубые? (В самолетах нет стоп –
кранов)
- Один грузовик ехал в деревню и встретил три
трактора, из них два тянули по комбайну. Сколько
машин ехало в деревню? (Одна)
- На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2
воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного
воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Ни
одного)
- По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними
еще четверо идут, сколько они найдут? (Ноль)
- Один человек купил 3 коз и заплатил 3 рубля.
Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (По
земле)
Учитель: Тему сегодняшнего занятия
математического кружка мы узнаем, разгадав
кроссворд.
|
Вопросы:- Записная книжка ученика?
- Есть у растения и у уравнения?
- Записывается помощью цифр?
- S=V*t. Как называется эта запись?
- Результат сложения.
- Сотая часть числа.
- Самое маленькое трехзначное число.
- Знак вычитания.
- Прямоугольный параллелепипед, у которого все
ребра равны.
- Единица измерения площади.
Ключевое слово "Арифметика”. |
– Итак, занятие нашего кружка посвящено
арифметике.
Арифметика – это наука о числах.
Название "арифметика” происходит от греческого
слова "аритмос”, что означает "число”. В
арифметике изучаются простейшие свойства чисел
и правила вычислений.
В 1703 году издан первый в России печатный
учебник "Арифметика”, до него были лишь
рукописные математические книги. Автором этого
учебника является Леонтий Филлипович
Магницкий.
Доклад о Л.Ф.Магницком.
Магницкий проделал огромную работу, чтобы
излагаемый материал был доступным и интересным.
Некоторые занимательные задачи из этой книги
мы сегодня рассмотрим.
Задача 1.
Лошадь съедает воз сена за месяц, коза – за
два месяца, овца – за три месяца. За какое время
лошадь, коза и овца вместе съедят такой воз сена?
Решение:
За 1 год: лошадь съест 12 возов,
Коза – 6 возов, овца – 4 воза.Вместе 12 + 6 + 4 = 22
(воза), тогда за =
месяца они все вместе съедят воз сена. |
|
Задача 2. (Старинная задача)
Лев может съесть овцу за 2 часа, волк – за 3
часа, а собака – за 6 часов. За какое время они
вместе съели бы овцу?Решение:
Лев за 6 часов съест 3 овцы. Волк за 6 часов – 2 овцы,
собака за 6 часов – 1 овцу. Значит вместе за 6 часов
(3+2+1)=6 овец, а т.е. 1 овцу за 1 час. |
|
Задача 3.
Путешественник идет из одного города в другой 10
дней, а второй путешественник тот же путь
проходит за 15 дней. Через сколько дней встретятся
путешественники, если выйдут одновременно
навстречу друг другу из этих городов?Решение:
За 30 дней путешественники проходят 30:10+30:15=5
расстояние между городами. Следовательно, они
сойдутся через 30:5=6 дней. |
|
Забавы в "Арифметике” Л.Магницкого составляют
особую главу "Об утешных неких действах, через
арифметику употребляемых”.
Я вам предлагаю поиграть в игру: "Кто
первый скажет "сто”?”
Играющие (2 человека) по очереди называют числа
– любые от 1 до 10 включительно – и прибавляют к
ним число, сказанное предыдущим по игре.
Выигрывает тот, кто первый скажет "сто”.
Что б врачом, моряком или
Летчиком стать
Надо, прежде всего математику знать
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка
Где бы нам не помогала арифметика.
Домашнее задание
Найдите сумму от 1 до 199.
|