- обобщить и углубить знания учащихся по теме
"Десятичные дроби”, способствовать закреплению
знаний умений и навыков сравнения, сложения,
вычитания и умножения десятичных дробей;
- развивать любознательность, расширить кругозор
учащихся;
- тренировать внимание, память.
Задачи:
- Повторить сравнение дробей;
- Повторить сложение и вычитание дробей;
- Закрепить умножение десятичных дробей.
- Развивать внимание память и сообразительность
учащихся;
- Развивать трудолюбие, самостоятельность в
решении заданий;
- Развивать логическое мышление у детей.
- Воспитывать уважение друг к другу, уверенность
в себе;
- Способствовать выработке у учащихся желания и
потребности изучения математики.
Перед началом учитель обращается к учащимся с
небольшим вступительным сообщением: "Ребята!
Вы знаете, что уже в глубокой древности
приходилось считать. В результате счета
предметов появились числа 1,2,3 и т.д. –
натуральные числа. Измерение расстояний, деление
предмета на равные части привели людей к дробным
числам. Сначала люди пользовались простыми
дробями ?, ?(половина, четверть), а затем и наиболее
сложными. Из множества дробных чисел они
выделили те, которые имеют знаменатели 10,100,1000 и
т.д., то есть записываются единицей с
последующими нулями. Их назвали десятичными.
Вы уже знаете, что десятичные дроби
записываются не так, как обыкновенные. Например:
3 1/100 = 3,01.
Почему же десятичные дроби изучают специально?
Чем заслужили они такое внимание?
Вспомним, что в записи любого натурального
числа значение цифры зависит от занимаемого ею
места, от ее позиции. Вот натуральное число 6036.
Цифра 6 в первом разряде означает шесть единиц, а
цифра 6 в четвертом – шесть тысяч единиц.
Если перемещаться по разрядам слева направо, то
в записи чисел, которой мы пользуемся, единица
каждого следующего разряда в 10 раз меньше
единицы предыдущего. По этому же принципу
записываются и десятичные дроби. Например, в
дроби 6036, 24 единица первого разряда после запятой
в 10 раз меньше единицы, взятой из разряда единиц,
и т.д.
Разминка
1.Какой знак можно поставить между числами 7 и 8,
чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8?
2.Между числами 3,4 и 3,5 поставьте число, большее
3,4 и меньшее 3,5.
3. Найдите устно сумму 20 чисел 0,1+0,2+0,3+…+1,9+1,9+2
4.Даны числа:0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними
такие знаки, чтобы в результате выполнения
указанных действий получилась 1.
5.Найдите устно значение выражения:
(13 – 2,46 : 3,54)• (0,5 – ?)
Докладчик: Современный способ записи
десятичных дробей одинаков со способом записи
натуральных чисел. Правила действий тоже мало
отличаются от правил действий с натуральными
числами. Дело только в запятой (демонстрирует
способ сложения двух десятичных дробей).
Умножение десятичных дробей можно свести к
умножению натуральных чисел. Здесь нужно только
уметь пересчитывать десятичные знаки во
множителях и правильно ставить запятую в
произведении (демонстрирует способ умножения
двух десятичных дробей).
Затем, учащиеся решают примеры, заготовленные
на интерактивной доске, и проверяют правильность
решения. Правило заполнения клеток состоит в том,
что ответ предыдущего действия становится в
первую клетку следующего.
Таблица 1
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1,4 + 0,6 = [ ] [ ] – 1,7 = [ ]
[ ] • 1,2 = [ ]
[ ] : 9 = [ ]
[ ] + 0,96 = [ ]
[ ] – 0,2 = [ ]
[ ] • 0,5 = [ ]
[ ] : 0,02 = [ ] |
2,6 + 0,4 = [ ] [ ] – 2,8 = [ ]
[ ] • 1,8 =[ ]
[ ] : 12 =[ ]
[ ] + 0,97 =[ ]
[ ] – 0,1 =[ ]
[ ]• 0,5 =[ ]
[ ] : 0,15 =[ ] |
Учитель: Большое удобство представляет
используемая нами запись десятичных дробей для
умножения и деления их на 10,100,1000 и т.д. Вы знаете,
что при умножении на эти числа в десятичной дроби
надо перенести запятую соответственно вправо на
1,2,3 и т.д. цифры, а при делении – влево на 1,2,3 и т.д.
цифры. Посмотрим, как вы научились узнавать, во
сколько раз уменьшилось, или увеличилось число
от перенесения запятой.
(На интерактивной доске появляется слайд, на
котором изображены человечки с колпаками на
голове, с написанными на них цифрами. У того
человечка, который ниже всех ростом, на колпаке
знак запятой. "Запятая” перебегает на различные
места в ряду человечков-цифр, а учащиеся называют
получившееся число и устанавливают, во сколько
раз оно увеличилось или уменьшилось).
Докладчик: Десятичные дроби очень удобны в
расчетах. Во-первых, величины, выраженные ими,
можно записать с любой степенью точности и,
во-вторых, эти величины легко сравнивать.
Например: что больше 3/8 или 2/5? В такой форме
записи трудно сравнить эти числа, а если их
выразить десятичными дробями, то это сделать
легко: 0,375 < 0,4
(На интерактивной доске изображена таблица,
которая разбита на 9 одинаковых клеток. В каждой
клетке написана десятичная дробь. Учащимся
предлагается в течение одной минуты рассмотреть
числа в таблице, мысленно располагая их в порядке
возрастания. По знаку ребята, выстраивают числа в
порядке возрастания. Начисление баллов идет по
двум критериям: кто быстрее?, кто без ошибок?)
Таблица 2
0,3 |
2,06 |
5,4 |
1,48 |
0,08 |
0,29 |
5,39 |
2,1 |
1.5 |
Самостоятельная работа.
(Учащиеся получают карточки с заданиями
различного уровня.)
- 6,3 • 7 - 10,28 9. 0,271 • 30 + 1,25
- 0,7 • 32 + 2,07 10. 28 • 0,28 + 0,15
- 4 • 4,38 – 9,72 11. (16,84 – 12,37)• 23
- 11,56 + 2,36 • 2 12. (4,8 + 2,6)• 4 – 9,6
- 0,9 • 37 + 4,3 • 5 13. 4,8 • 13 – 0,3 • 27
- 36 • 0,17 – 2,19 14. 0,548 • 22 + 0,15
- 0,271 • 30 + 1,25 15. (14,48 + 3,65) • 20
- 3,18 •26 – 7,32 16. (26,35 – 14,45) • 13
В заключении учитель говорит о том, как важна
точность в расчетах. Его слова подкрепляют
учащиеся строками из стихотворения "Три
десятых” В. Лифшица:
Это кто из портфеля швыряет в досаде. Ненавистный
учебник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.
Если б, строя ваш дом, тот в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!
|
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя
Жигалин, Жертва вечных придирок,- он снова
провален.
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
- Просто мне не везет!.. Просто я неудачник!.
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека… |
Рефлексия.
Оценка урока учащимися, самооценка, выводы и
предложения. Учащийся ставит "+” в какой-то
отдел листка рефлексии.
Листок рефлексии:
Резюме: результат рефлексии показал, что 98%
учащихся уроком довольны, материал поняли.
Итог урока.
|