Пятница, 26.04.2024, 00:56
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ [183]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ [81]
ЗАДАЧИ НА ВЫРОСТ [141]
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ [26]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ [37]
ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ [120]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [5]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [28]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ [81]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ [25]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ [10]
МУЛЬТИМЕДИА И ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ [20]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ [24]
ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ [36]
СФЕРЛАНДИЯ [32]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ [10]
В МИРЕ ЗАДАЧ [182]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР МАТЕМАТИКИ [30]
МАТЕМАТИКА В 10 КЛАССЕ [34]
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [155]
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ [82]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА [143]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [27]
МИР МАТЕМАТИКИ [778]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИК ИНФОРМАТИКИ. 6 КЛАСС [36]
ПОДГОТОВКА К ГИА [11]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС [45]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
МАТЕМАТИКА В 5 КЛАССЕ [43]
МАТЕМАТИКА. 7 КЛАСС [69]
АЛГЕБРА. 8 КЛАСС [25]
МАТЕМАТИКА. 9 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/АЛГЕБРА [29]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/ГЕОМЕТРИЯ [12]
ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [55]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИНФОРМАТИКИ [90]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ [70]
МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИКА. 6 КЛАСС [78]
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [12]
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ [0]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ [47]
ГЕОМЕТРИЯ [0]
ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС [36]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [31]
ЗАДАЧНИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ [29]
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [7]
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ [82]
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

Урок математики "Графическое решение уравнений с параметрами"
28.02.2014, 17:42

Цели:

  • Дать учащимся начальное представление о графическом решении уравнений с параметрами.
  • Обучать учащихся с помощью графиков функций определять количество решений уравнений, содержащих параметр.
  • Воспитывать интерес к предмету математики.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование
  • материалы к уроку

Организация урока:

  • Посадка учащихся – традиционно.
  • У каждого на столе индивидуальные рабочие тетради.
  • Урок сопровождает презентация.

Ход урока

1 этап

Учитель объявляет тему урока. Подчеркивается значимость темы. В контрольно-измерительных материалах единого государственного экзамена задачи С5 рассчитаны на учащихся, владеющих навыками работы с параметром.

Научить учащихся решать задачи с параметром за один год сложно, необходимо готовиться серьезно и поэтапно, начиная с простейших задач с параметрами.

В данный момент рассматриваются простейшие уравнения с параметром, их графические иллюстрации.

Что значит решить уравнение? (Найти такие значения переменной, при которых уравнение превращается в верное числовое равенство, иначе, когда числовое значение левой части равно числовому значению правой).


Например, 2х + 3 = 7. Какое число является его решением? ( х=2)
На экране графики двух функций (рисунок 1) у = х2 + 1 и у = 2/х.
Есть ли у них общая точка? (У этих графиков есть одна общая точка (1; 2)).
Как ответить на вопрос: «Какое значение х является решением уравнения х2 + 1 = 2/х?» (х = 1)

2 этап.

На экране рисунок 2.


Что является графиком функции у = х2 + 1?  (Парабола у = х2, смещенная вверх на одну единицу).

Что является графиком функции у = а? (Прямая, параллельная оси Ох)

Сколько решений, в зависимости от параметра а, имеет уравнение х2 + 1 = а?

(Если а < 0, прямая у = а не пересекает график у = х2 + 1;


если 0 ≤ а < 1 прямая у = а не пересекает параболу.


Если а = 1 парабола и прямая имеют единственную точку пересечения, т.е. исходное уравнение имеет единственное решение;


при а > 1 таких точек пересечения две).

Учитель: При решении задач с параметрами очень важно грамотно записать ответ.

Ответ:

при а < 1 – корней нет,
при а = 1 – единственный корень,
при а > 1 – два корня.

Запись ответа на доске.

Рассматривается уравнение |х2 – 2| = а

Как построить график левой части уравнения? (Строим параболу у = х2, переносим вниз вдоль оси Оу на 2 единицы вниз. Верхнюю часть оставляем без изменений, а нижнюю часть симметрично отображаем относительно оси Ох).

Сколько решений имеет уравнение |х2 – 2| = а в зависимости от параметра?

На экране рисунок 3.

 

(При а < 0 – решений нет, при а = 0 – 2 решения, при 0 < а < 2 – 4 решения, при а = 2 – 3 решения, при а > 2 – 2 решения).

3 этап

Далее учащиеся работают письменно.

При каждом значении параметра а определить количество решений уравнения |х| + |х – 4| = а.

Строим график функции у = |х| + |х – 4|

Как выполняются построения? (Находим нули подмодульных выражений, отмечаем их на прямой, рассматриваем знаки переменной х на каждом из получившихся промежутков. Далее, в зависимости от знака х и х – 4, записываем какой вид имеет функция. Строим получившиеся линии).

Учащиеся строят график в тетрадях, на экране показывается рисунок 4.


Как записать ответ к данной задаче? (При а < 4 – решений нет, при а = 4 – бесчисленное множество решений, при а > 4 – два решения).

Ответ записывается на доске и в тетрадях.

Построим график функции y = |х – 1| + |х – 3| – 2|х|.


Аналогично предыдущему заданию учащиеся расписывают поэтапно поведение функции на каждом из промежутков, строят график.


Теперь рассмотрим задачу: определить количество решений уравнения |х – 1| + |х – 3| – 2|х| = а в зависимости от параметра а.

Каждый учащийся самостоятельно записывает ответ к задаче.

(При а – 4 и а = -4 – решений бесчисленное множество;


при -4 < а < 4 – единственное решение;


при а < -4, а > 4 – решений нет).

Далее рассматривается уравнение, где правая часть имеет иной вид |х| = х + а

Что является графиком функции у = х + а?

(у = х – прямая, которая является биссектрисой 1 и 3 координатных углов;


у = х + а – прямая, параллельная у = х при а ≠ 0.


При а > 0 – прямая двигается вверх;


при а < 0 – прямая двигается вниз).

Строим графики функций у = |х| и у = х


Получаем ответ:

При а < 0 – решений нет;
при а = 0 – бесчисленное множество решений;
при а > 0 – единственное решение.

4 этап. Итог урока

Мы познакомились с простейшими уравнениями, содержащими параметр, научились определять количество решений в зависимости от параметра.

В дальнейшей работе мы будем усложнять задачи, содержащие параметр.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ | Добавил: admin | Теги: сайт учит, урок алгебры, урок геометрии, обучение математике, математика в школе, методическая разработка урока матем, конспект урока математики
Просмотров: 1607 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru