Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил "Учиться можно
только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с
аппетитом". Последуем этому совету писателя, постараемся быть
внимательными, будем "поглощать знания" с большим желанием, ведь они нам
пригодятся в дальнейшем.
На столах у каждого из вас лежит "Карта успеха". Сегодня на уроке вы
будите с ними работать. Подпишите их. В течении урока мы с вами будем
выполнять различные задания и за каждое верно выполненное задание
получать баллы.
«Карта успеха»
Мы проведем урок, на котором вспомним действия с десятичными дробями и
познакомимся с новым материалом. Будем работать классом, самостоятельно,
в парах и в группах.
II. Актуализация знаний. Устный счёт.
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем урок с вычислений:
1) (4,13 + 3,87)*11=
2) 3,6:6+4,4=
3) (20 – 0,2):9=
4) 12*0,1+0,8=
5) 42,1*10 – 241=
III. Подготовка к изучению нового материала
- А у нас сегодня гость, ваш знакомый муравей-вопросник. Готовы ли вы
ему помочь? Давайте попробуем. У него такой вопрос: Сколько ему нужно
собрать друзей-муравьев, чтобы поднять эту фасолину, если один муравей
может поднять вес до 0,12гр?(Учащиеся говорят, что не известна масса
фасоли)
- У меня есть чашечные весы и гиря в 5 гр. и еще несколько фасолин. Как
бы вы поступили в данной ситуации? (учащиеся предлагают выход из данной
ситуации). Давайте выполним этот опыт. (один из учеников проделывает
опыт у доски и вычисляет массу фасоли)
-Значит масса одной фасоли 0,67 гр. Как вы считаете, а все фасоли имеют
одинаковую массу? (Ответ учащихся: нет, т.к. они разного размера и
разного веса). Так, что за величину мы нашли? (Ответ учащихся: среднюю)
- Вспомните словосочетания со словом «средний», которые вы слышали в
жизни или встречали в литературе.(Ребята перечисляют: средняя
температура месяца, средняя зарплата, средняя скорость, средняя цена и
т.д.)
-А что «среднее» в математике можно найти? (Ответ учащихся: с числами).
Назовите тему урока. Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких
чисел». Запишите тему урока.
-Сегодня мы познакомимся с новым понятием – среднее арифметическое,
научимся вычислять среднее арифметическое нескольких чисел, и определим,
где и для чего применяется среднее арифметическое.
IV. Изучение нового материала.
- И так, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? Чтобы правильно сформулировать его определение решим задачу.
Задача: Миша, Коля и Саша решили сходить в кино. У Миши было112
рублей, у Коли 100 рублей, у Саши - 73 рубля. На имеющиеся деньги ребята
купили три билета. Сколько стоит детский билет в кино?
- Составьте план решения задачи.
- А почему вы делили на три, ведь этого числа не было в условии задачи. что означает это число?
- Вывод: Мы нашли среднее арифметическое трех чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
(Алгоритм: 1. Найти сумму всех чисел. 2. Найти количество слагаемых. 3. Разделить сумму на их количество)
- Сформулируйте определение "среднего арифметического" (Это частное суммы нескольких чисел на их количество)
- Откройте учебник на с. 226 , найдите определение "среднего арифметического". Прочитайте.
- Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.
- Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить.
- Запишите формулу для нахождения среднего арифметического
Среднее арифметическое = (Сумма чисел):(Количество слагаемых)
Понятие среднего арифметического впервые появилось в научных работах
выдающегося астронома, физика и математика Иогана Кеплера. Считается,
что он ввел понятие среднего арифметического.
IV. Первичное осмысление и закрепление знаний.
1) Коллективная работа.
Устное решение задач.
1)Найдите среднее арифметическое чисел 2 и 10.
2) У Лены букет состоит из9 цветов, у Ани из 5, у Кати и Марины из 7. Сколько в среднем входит в один букет цветов.
3) По данным гидрометцентра известно, что в течении недели температура воздуха Боградского района изменялась следующим образом:
Какова средняя температура за данный период времени?
Письменное решение задач.
1) Задача(средняя стоимость): У продавца имеется два пакета конфет. 2
кг конфет по 140 рублей и 3 кг по 160 рублей. Пакеты порвались и все
конфеты перемешались. Какую стоимость будет иметь полученное ассорти?
2) Задача(средняя скорость): Автомобиль двигался 1,5 ч по шоссе со
скоростью 90 км/ч, а затем 2 ч по грунтовой дороге со скоростью 45
км/ч, 0,5 по проселочной дороге со скоростью 30 км/ч. Найдите среднюю
скорость движения автомобиля на всем пути.
3)Самостоятельная работа (Тест).
- А теперь выполните тесты, лежащие на столах. Ответы обведите в
кружок. Вычисления записывайте в тестах. На выполнение этого задания вам
10 минут.
Вариант 1.
1.Найдите среднее арифметическое чисел: 2; 7; 6.
а) 5;
б) 4;
в) 3.
2. Найдите среднее арифметическое чисел: 0,1; 4,4; 6.
а) 5,25;
б) 3,5;
в) 1,7.
3. С первого поля собрали 7800 ц зерна, со второго поля 10300 ц зерна, а
с третьего – 9200. Какова средняя урожайность зерна на этих полях?
а)8900
б)10100
в)9200
4. Турист шёл первые 3ч пути со скоростью 2,5 км/ч, а затем 2ч со скоростью 3,5 км/ч. Какова его средняя скорость?
а) 2,01км/ч;
б) 20,9км/ч;
в) 2,9 км/ч.
Вариант 2.
1.Найдите среднее арифметическое чисел: 6; 8; 4.
а) 7;
б) 6;
в) 8.
2. Найдите среднее арифметическое чисел: 4,7; 3; 0,1.
а) 1,7;
б) 3,9;
в) 2,6.
3. Иванов Иван Иванович в январе заработал 9600 рублей, в феврале 10150
рублей, в марте - 9950. Каков средний заработок Иванова И.И. за этот
период?
а)9700
б)9900
в)10100
4. Турист шёл первые 3ч пути со скоростью 2,5 км/ч, а затем 2 ч со скоростью 3,5 км/ч. Какова его средняя скорость?
а) 2,9 км/ч;
б) 20,9 км/ч;
в) 2,06км/ч.
Ответы: Вариант 1. а,б,в,в,б
Ответы: Вариант 2. а,в,б,а,в
-Если ошибок нет, то поставьте «5», если 1 ошибка - «4», если 2 ошибки–«3»
V. Задача на смекалку.
- А теперь немного отдохнём. Включите свою смекалку, чувство юмора и
сообразительность и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не
чисел, а предметов или существ, которые нас окружают.
Итак, начнём: Найдите среднеарифметическое:
Портфеля и рюкзака. (Ранец)
Велосипеда и мотоцикла (Мопед)
Женщины и рыбы. (Русалка)
Пианино и баяна (Аккордеон)
Холодильника и вентилятора (Кондиционер)
Яблока и персика. (Нектарин)
VI. Применение знаний и способов действий. (Творческая работа в группах)
Даны элементы задач. Ваша задача выбрать понравившиеся элементы, составить задачу на нахождение средней величины.
VIII. Рефлексия.
Закончи предложение:
НА УРОКЕ
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
Теперь я могу…
Мне захотелось….
Урок дал мне для жизни…
Моё настроение…
|