Цели:
- образовательные: закрепить навык построения и
измерения углов с помощью транспортира,
развивать глазомер;
- воспитательные: формирование способности
анализировать свои действия, умения внимательно
слушать учителя, стремления к активному участию
в работе на уроке, развивать внимание и
воображение учащихся.
- развивающие: развитие логического мышления,
кругозора, внимания, памяти и социальной
компетентности.
Оборудование: интерактивная доска,
презентация POWER POINT по заданной теме, транспортир,
раздаточный материал.
Тип урока: обобщающий урок по заданной
теме.
Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью
транспортира? (Какие нужно выполнять условия,
чтобы точно измерить градусную меру угла
транспортиром?)
Ход урока
I. Организационный момент
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц
однажды заметил: "Учиться можно только весело.
Чтобы переваривать эти знания с аппетитом”.
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому
совету. Будем активны, будем поглощать знания с
большим желанием, потому что они пригодятся вам в
дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и
хорошего настроения.
II. Устный счёт
7*4+2=30 |
9*3-7=20 |
9*9+1=90 |
5*6-10=20 |
3*8+6=30 |
5*5-5=20 |
4*4+4=16 |
9*6-4=50 |
7*8+4=60 |
5*9-5=40 |
Сосчитать парами от 20 до 40 и обратно.
Сосчитать тройками от 21 до 42 и обратно
Сосчитать пятёрками от 30 до 50 и обратно.
III. Основная часть урока
Вопрос: Что такое угол? (определение).
Угол – это геометрическая фигура, образованная
двумя лучами, исходящими из одной вершины.
1. История возникновения транспортира
Транспортир-это прибор, который позволяет
легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы
в градусах.
Когда же появился транспортир? Оказывается, это
угловая мера угла возникла много тысяч лет тому
назад. Предполагают, что это было связано с
созданием первого календаря. Древние математики
нарисовали круг и разделили его на столько
частей, сколько дней в году. Но они думали, что в
году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг,
обозначающий год, они разделили на 360 равных
частей. Такое изображение было очень полезным, на
нём можно было отмечать каждый прошедший день, и
видеть, сколько дней осталось до конца года.
Каждой части дали название – градус. Градусная
мера сохранилась и до наших дней. Картинку с
древним календарём легко сделать, имея
транспортир.
Обратите внимание, сколько различных
транспортиров бывает!(выставка транспортиров).
Но в чём они все схожи? Какие бы они ни были, у всех
есть ШКАЛА и ЦЕНТР
А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши
транспортиры ещё раз. Полукруглая шкала
транспортира разделена на 180 частей или градусов;
также есть центр транспортира, который ещё
является вершиной развёрнутого угла. У некоторых
транспортиров есть двойная шкала, которая
позволяет более удобно и точно измерять и
строить углы.
2. Постановка проблемы
- Как измерить угол при помощи транспортира?
- Совместить вершину угла с центром транспортира.
- Рассмотрим алгоритм измерения углов.
- Расположить транспортир так, чтобы одна из
сторон угла проходила через начало отсчёта на
шкале транспортира (т.е. совместить с 0)
- Найти штрих на шкале, через который проходит
вторая сторона.
- Проверить, соответствует ли полученная мера
угла его виду.
Подведём итоги: Алгоритм измерения
углов.
Найдите ошибки при измерении углов.
Что нужно для того, чтобы измерить градусную
меру угла?
- Знать, как пользоваться транспортиром;
- Составить алгоритм измерения углов;
- Уметь точно определять градусную меру угла;
- Уметь правильно определять вид угла;
- Уметь точно вычислять градусную меру угла.
IV. Практическая часть урока
1. Измерить тупой угол с помощью транспортира.
Учащиеся работают с раздаточным материалом.
Результат измерения проверяется на
интерактивной доске учителем.
2. Построить острый, вершиной вверх, угол и
измерить его на интерактивной доске. Вызывается
по желанию учащийся, остальные работают в
тетрадях.
3. Что такое смежный угол? (Определение).
Смежные углы – это углы, у которых одна сторона
общая, а две других образуют одну прямую.
Построить смежные углы, измерить их и записать
чему равна сумма углов. Вызывается к
интерактивной доске учащийся, остальные
работают в тетрадях.
4. Какие углы называются вертикальными?
(Определение).
Вертикальные углы – это пары углов, которые
имеют общую вершину и стороны являются
продолжением одна другой.
Вызывается к интерактивной доске учащийся,
остальные работают в тетрадях.
Построить и измерить вертикальные углы.
V. Физкультминутка.
Точка - наклоны головы в стороны.
- Показать руками:
- Прямой угол;
- Острый угол;
- Тупой угол;
- Развёрнутый угол.
Высказывания:
Хлопок в ладоши (истино), руки в стороны (ложно):
- Угол 90 град.- острый (ложно);
- Угол 100 град. – тупой;
- Угол 30 град. – прямой;
- Ребята 5 "А” класса нашей школы умеют измерять
углы транспортиром (истинно).
Практическая часть урока (продолжение)
1. Построить угол 74 град.
Учащиеся строят в тетрадях и вызывается ученик
к интерактивной доске.
2. Что такое биссектриса угла? (Определение).
Биссектриса угла - это луч, исходящий из вершины
угла и делящий его пополам.
3. Построить на интерактивной доске биссектрису
угла, равного 126 град. и измерить получившиеся
углы.
Учащиеся работают в тетрадях и вызывается
ученик к интерактивной доске.
Построить прямой угол с помощью транспортира и
линейки. Учащиеся работают в тетрадях и
вызывается ученик к интерактивной доске.
4. Учитель демонстрирует на интерактивной
доске, как построить угол на клетчатой бумаге 30,
60, 45 град;
5. Как связаны названия числа и количество углов
у цифр от 1 до 5.
VI. Работа в группах.
Практическое задание для двух групп).
Учащиеся работают с раздаточным материалом и
результат проверяется на интерактивной доске.
VII. Домашнее задание
Индивидуальный раздаточный материал.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Выставление оценок.
|